МФК «Саммит» 11 июня 2024

Как частный бизнес может помочь повышению финансовой культуры

Помочь росту финансовой грамотности и культуры клиентов и сотрудников — это не сложно и не дорого. Рассказываем, какие инструменты используются в МФК «Саммит»

Амира Васильева
Директор по устойчивому развитию

Возглавляет направления, связанные с социальной ответственностью бизнеса и развитием персонала. Имеет юридическое образование и многолетний опыт в сфере микрофинансирования

У Summit Group много проектов в этом направлении, неслучайно мы стали одной из всего двух микрофинансовых компаний, приглашенных в этом году на VII Конференцию ФИНФИН по финансовой грамотности и финансовой доступности. Как в рамках этой конференции, так и сейчас повторю, что, чтобы начать реализовывать проекты по финансовой грамотности, необходимо сначала разобраться, что такое финансовая грамотность и финансовая культура, и чем они отличаются. 

Финансовая культура — это нечто большее, чем финансовая грамотность. Не только знание финансовых инструментов, но и умение их применять. Сейчас большая часть населения знает, что им доступны определенные финансовые инструменты, но не использует их, потому что не знает как. Формирование финансовой культуры — это долгий и комплексный процесс, в котором государство и частный бизнес должны действовать сообща. 

МФК «Саммит» уже 12 лет на рынке, за это время мы смогли попробовать достаточно много способов формирования финансовой культуры населения. И готовы поделиться самыми удачными из них, которые реализуются в нашей компании уже долгое время, и встречают положительный отклик. 

Отметим, что эти инструменты могут быть применимы и для малых участников финансового рынка!

Начните с малого

Если вы не крупная корпорация или один из крупнейших банков, на первых этапах важно не пытаться охватить все и вся, например, сделать финансово грамотной всю Россию. Самая органичная аудитория, на которую можно работать в начале, не опасаясь серьезных рисков в случае неудачи, — ваши сотрудники. Ведь за стенами офиса они такие же потребители финансовых услуг, и формирование у них финансовой культуры позволит вам сделать небольшой, но важный шаг. 

Сотрудникам важно рассказывать не только про финансовые продукты, которые предоставляете конкретно вы, но и про те услуги, которыми они пользуются каждый день. Для этого можно, например, приглашать экспертов из других сегментов финансовой сферы для проведения вебинаров, а также сформировать и популяризировать среди членов команды библиотеку вебинаров по финансовой грамотности.

Также важную роль в формировании финансового поведения граждан играет знание и понимание нормативных актов, связанных с экономикой и денежно-кредитной политикой страны. 

Что делаем мы в МФК «Саммит» (Summit Group) для сотрудников

Во-первых, чтобы информировать сотрудников не только о новостях компании, но и о ситуации на финансовом рынке, в целом, а также изменениях в российской экономике, мы еженедельно выпускаем «Мониторинг СМИ». По сути, это дайджест новостей и трендов финрынка, в него входят как новости о регуляторных изменениях, важных тенденциях, так и информация для потребителей финансовых услуг (например, о новых схемах мошенничества, разоблаченных компаниями или способах защитить свои данные). 

Во-вторых, у нас действует «Служба заботы о сотрудниках», куда каждый из коллег может обратиться по любому интересующему его вопросу, связанному с финансами или правами. Например, часто сотрудники обращаются по вопросам помощи в возмещении страховки. 

В-третьих, у нас есть большая корпоративная библиотека, в которой хранится литература в том числе и на финансовую тематику, ею может воспользоваться любой сотрудник в удобное ему время, чтобы почитать и расширить свой кругозор в сфере финансов.

И, наконец, в-четвертых, мы активно выступаем за развитие наших сотрудников и, когда видим объявления об интересных интернет-вебинарах на финансовую или правовую тематику, которые потенциально могут быть полезны нашим сотрудникам, всегда распространяем их среди коллег. 

Начните раньше

В случае детей речь идет уже даже о формировании не просто финансовой грамотности, а о финансовой культуре, ведь, если ребенка с детства учат не только правильному поведению в социуме, но и правильному финансовому поведению, он сможет разумно использовать финансовые инструменты в будущем. Более того, сейчас существует достаточно много финансовых инструментов для детей, в том числе детские дебетовые карты. 

Здесь можно воспользоваться самым очевидным инструментом — книгами для детей с заданиями на финансовую грамотность или поучительными историям. В начале, чтобы проверить, насколько такой инструмент будет эффективен, можно подарить ее сотрудникам, у которых есть дети, и попросить показать детям или прочитать вместе с детьми. 

Работайте с клиентами

Когда вы уже уверенно чувствуете себя в развитии финансовой грамотности у сотрудников, можно расширить аудиторию и перейти к клиентам того финансового сегмента, в котором вы работаете. Здесь важна, прежде всего, разъяснительная работа. Нужно последовательно объяснять клиентам непонятные для них термины и явления, а также обязательно обращать внимание на последствия от использования того или иного средства.

В том числе мы стараемся сделать все, чтобы финансовые продукты, которые мы предлагаем, были понятны и прозрачным для клиента. Для этого мы выпустили информационные брошюры, где простыми словами объяснили, в чем отличие МФО от нелегального кредитора, какие виды микрозаймов может предложить микрофинансовая компания и как правильно рассчитать свою долговую нагрузку. 

Мы уверены: чем лучше граждане будут разбираться в финансовых инструментах, понимать, как работает экономика в стране, чем более «включенными» они будут в финансовые процессы, тем меньше проблем с деньгами будут испытывать, умело распоряжаясь своими доходами и расходами.