Как изменились процессы поставок и продаж устройств Apple
Руководитель направления Apple компании diHouse Любовь Морозова об изменениях в процессах поставок и продаж устройств Apple в новых условиях ведения бизнеса
Любовь Морозова получила дипломы о высшем экономическом и техническом образовании, работает на российском IT рынке более 20 лет и обладает огромным опытом в развитии и продвижении бренда.
Продукция Apple, в частности смартфоны iPhone, занимают значимую долю как на рынке, так и в умах покупателей. Руководитель направления Apple компании diHouse Любовь Морозова рассказывает, какие изменения произошли в процессах поставок и продаж устройств Apple на российском рынке.
С марта 2022 года бизнес-процессы на нашем рынке претерпели серьезные изменения. Некоторые бренды объявили об уходе, другие, наоборот, пришли, появилась и через некоторое время заработала схема параллельного импорта. Для покупателя все эти изменения привели к повышению стоимости техники: в течение 2022-2023 гг. цены выросли в среднем на 9-10% в год.
Среди брендов, прекративших официальную деятельность на российском рынке, особо выделим Apple. Сразу несколько моделей iPhone из года в год входят в топ 10 самых продаваемых смартфонов в мире. После февраля 2022 года бизнес поставок продукции Apple претерпел трансформации и перешел в основном на параллельный импорт, покупатели по-прежнему имеют возможность приобретать то, что им интересно. За первое полугодие 2023 года в Россию импортировали в 2 раза меньше iPhone, чем в 2021 году, но на 15% больше, чем в 2022 году.
Переходный 22-ой
С марта 2022 года компания Apple прекратила продлевать контракты со своими представителями и официальными дистрибьюторами в России. Поставщики замерли в ожидании и занимались постепенной реализацией складских остатков и осуществлением сервисных соглашений. Участники рынка не предпринимали активных действий и наблюдали за ситуацией.
В марте 2022 года правительство объявило о возможности работы по параллельному импорту и начало разрабатывать схему ввоза товаров по новым правилам. При этом дистрибьюторы понимали, что потребители будут ждать появления новых моделей iPhone после мирового анонса в сентябре, но не спешили действовать. Во-первых, потому что список брендов, объем и категории товаров параллельного импорта еще были на стадии утверждения. А во-вторых, была надежда на продление контрактов с вендором.
Этот период сомнений у многих продавцов продлился до осени 2022 года. К этому моменту все вопросы с вендором были закрыты, и дистрибьюторы начали поставки товара собственными силами по схеме параллельного импорта.
Пришедший 23-ий
В 2022 году все было достаточно сумбурно, бизнес приноравливался к новым правилам игры, поэтому выделим ключевые отличия в процессе поставок и продаж продукции Apple в 2021 и в 2023 гг.
Подготовительные процессы
Было. Перед каждым лончем вендор сам занимался всеми вопросами. На нем была техническая документация, образцы, сертификация и прочее, что нужно для законного ввоза товаров в страну. Для этого большая международная команда вендора работала не один месяц. Дистрибьюторы подключались на последнем этапе, решали некоторые логистические задачи, занимались спецификациями, распределением и т.п. За 10-14 дней до лонча товар уже был на складах официальных поставщиков в России, чтобы они и их партнеры могли начать продажи одновременно со всем миром.
Стало. Вся документация для официальной продажи товара бренда на территории РФ теперь на дистрибьюторе: сертификация, технические документы, тесты, образцы и пр. Что-то получается подготовить заранее, но требуются и дополнительные действия, необходимые после официального лонча нового продукта, которые могут занимать 3-4 недели. Например, в 2023 году компания diHouse смогла начать 6 октября продажи нового iPhone 15, через 3 недели после официального лонча.
Объем и виды ввозимых товаров
Было. С каждым конкретным партнером вендор определял объем и ассортимент продаваемых товаров. Финальное слово было за представителями компании и партнер должен был следовать этим директивам.
Стало. Сейчас дистрибьюторы могут закупать востребованные покупателями товары в нужном количестве. Например, большая часть закупок diHouse — это модели iPhone, остальное — различные iPad, MacBook, аксессуары и зарядные устройства. При принятии решений о закупках сотрудники компании ориентируются на реальные показатели спроса и предпочтений покупателей.
Ценообразование
Было. Рынок был регламентирован. Вендор все жестко контролировал, устанавливал розничную стоимость на свои продукты. При нарушениях компания Apple могла ввести определенные виды санкций, например, не предоставить партнерам товары к старту продаж.
Стало. Сейчас каждый дистрибьютор и продавец устанавливает цену самостоятельно. Она может зависеть от многих факторов: скачки курса, различные способы доставки, расходы на получение сертификатов и многое другое.
Маркетинговые активности и реклама
Было. Apple централизовано управляла продвижением, контролировала все маркетинговые активности и рекламу своих продуктов. Для каждого партнера вендор создавал маркетинговый план и стратегию продвижения. Кроме того, партнеры заранее получали релизы, фото и баннеры для публикаций. Остальная информация оставалась закрытой для широкой общественности.
Стало. Крупных рекламных кампаний и централизованной активности, которую раньше проводил вендор, нет. Каждый продавец самостоятельно принимает решение об объеме маркетинговых активностей, информационной поддержки в продвижении продукции Apple, которую он ввозит в страну. Одни поставщики создают и распространяют баннеры, другие — запускают программы кредитования или отсрочки платежей, а третьи — разыгрывают путешествия.
Защита потребителей и сервис
Было. За все процессы по сервисному и гарантийному обслуживанию отвечал вендор. По всей стране работали авторизованные сервисные центры Apple, в которых можно было поменять бракованный товар, отремонтировать некачественный или получить другую услугу.
Стало. За гарантию и сервис отвечает поставщик и/или продавец. Объем услуг каждый определяет самостоятельно, например, diHouse предоставляет покупателям сервисную поддержку всех устройств Apple, которые компания ввезла в страну. В течение года, пока действует гарантия, в названных сервисных центрах будет осуществляться ремонт и замена изделий. По факту это та же стандартная гарантия, которую обеспечивал вендор.
Сейчас появилось очень много тех, кто ввозит товары по параллельному импорту. Их очень сложно контролировать. К сожалению, не все получают сертификаты, и не всегда декларируют товар как следует. Покупателю стоит обращать внимание на того, кто поставил искомое устройство на наш рынок, чтобы понимать возможный уровень поддержки после приобретения товара.
Возможно ли ограничение работы iPhone в России
Среди людей периодически возникают волны паники: они боятся, что Apple может ограничить работу своих смартфонов на территории РФ и они перестанут полноценно работать. Такой исход маловероятен. Смартфоны функционируют в нашей стране при участии нескольких сторон (операторы связи, производитель, госорганы и пр.), поэтому в одностороннем порядке ограничить их работу будет затруднительно.
Некоторые покупатели, чтобы оградить себя от подобных страхов, приобретают смартфон, активированный в другом государстве. На рынке хватает таких предложений. Но необходимо помнить, что гарантийный срок начинается строго с момента активации устройства, т.е. покупатель сам себя лишает части гарантийного периода.
Параллельный импорт
Ответственный дистрибьютор предложит своим клиентам гарантии и обслуживание, подобные тому, что предлагал в свое время Apple. И официально ввезенный дистрибьютором смартфон будет стабильно работать.
Конечно, каждый человек решает сам, что и у кого приобретать, однако известно множество историй о том, как люди покупали iPhone с карточкой оператора другой страны или прошитый корпоративный смартфон, предназначенный для работников крупной иностранной компании. Такой телефон будет работать, но имеет удаленное администрирование, то есть с той стороны его могут контролировать или отключить. Причем проверить это до покупки и активации нельзя: только включив устройство, можно увидеть на его экране логотип третьей компании. Покупая серый телефон, пользователь также может приобрести реплику, неработающий аппарат или телефон с механическими повреждениями, которые никто не устранит по гарантии. Стоит ли так рисковать при среднем чеке 150 000 рублей, каждый решает сам.
Продукция Apple на российском рынке востребована, она присутствует в полном объеме, но с нюансами с точки зрения поддержки. Многие поставщики взяли на себя все бизнес-процессы, продвижение и сервисное обслуживание — все то, что до этого делал вендор.