DBI 26 декабря 2024

RMS для «Уральских авиалиний» — новый уровень цифрового проекта

Специалисты DBI в сжатые сроки предоставили клиенту «Уральские авиалинии» работающий продукт, который заменил собой действующие системы

Руководитель проектов в DBI. Эффективно организовываю работу, контролирую сроки и качество реализации проектов различных масштабов. Успешно координирую команды и управляю ресурсами.

Системы управления доходами (Revenue Management System) выступают одной из основ экономической устойчивости авиакомпаний, помогают анализировать рынок и генерировать возможности будущего финансового роста. Все эти задачи в компании «Уральские авиалинии» сегодня решает приложение RMS, созданное специалистами DBI. Подробности кейса — в интервью руководителя проектной команды DBI Сергея Харитонова.

Сергей, системный интегратор DBI ежегодно реализует порядка 130 проектов. Какое место в этом ряду занимает кейс RMS для Ural Airlines?  

Я бы назвал его Проектом Года, новой вехой, историческим этапом в работе DBI. Любое из этих определений будет верным. Потому что кейс «Уральских авиалиний» — пример успешной технической реализации идей и что, на мой взгляд, еще более важно, качественного менеджмента, высокого уровня командного взаимодействия заказчика и исполнителя, на который мы вышли.

Проект был сложным?

Да, более чем. И не только в силу специфики импортозамещения цифровых решений ушедших западных вендоров. В принципе, российский рынок этим сейчас активно живет. Многие фирмы занимаются заменой IT-сервисов для корпоративных клиентов.

Для многолетнего партнера DBI ОАО АК «Уральские авиалинии» проект RMS является стратегически важным. От системы зависит управление корпоративной доходностью, динамика продаж авиабилетов, а значит, и организация авиарейсов. Поэтому на нас возлагалась не просто большая ответственность за качественную реализацию технологического сервиса.

К тому же, в нашем случае речь шла о проекте с нуля, без каких-либо четко прописанных требований, технического задания.  От описания текущих систем, формирования и сбора требований до релиза полноценной версии приложения, покрывающей весь функционал RMS — все это очень серьезный объем работы. И мы с задачей справились.

В кратчайшие сроки, менее чем за год, DBI создал для Ural Airlines MVP — версию приложения. То есть, пока еще не идеальный, но уже работающий продукт, который выполняет основную функцию. Я уверен, что это был хороший промежуточный результат.

Как удалось добиться поставленной цели?

Если ответить кратко, то благодаря эффективному командному взаимодействию, которое не выразишь в цифрах и символах кода. Квинтэссенция современных административных практик и гибких методологий, ее применение в данном проекте, позволило нам снизить календарные сроки, обеспечить поставку функционала, полную прозрачность процессов и максимальное качество реализации программных идей.

RMS — результат действительно общей огромной работы, подходов к созданию внутренних коммуникаций между командой DBI и стейкхолдерами.

В каждый конкретный момент команда разработчиков четко представляла себе где мы находимся, куда движемся, что получается и в какой части необходимо усилиться. Мы выстроили картину отслеживания процесса. Люди никогда не простаивали, но и не попадали в режим жесткого deadline.

Это принципиальный момент в современной цифровой экономике, где талантливых инженеров немало, а вот системное управление проектами часто «хромает».

Способность выполнить столь трудоемкий, сложный и масштабный проект за год — то, что выгодно выделяет DBI на IT-рынке.

Насколько значительные силы были задействованы в работе над проектом RMS?

Давайте примерно подсчитаем. В общую команду вошли 12 активных разработчиков из различных технических отделов DBI, архитектор, два DevOps-инженера. Отдельно упомяну группу дизайна, в которой работали продуктовый аналитик, UI/UX-аналитик и непосредственно дизайнер, занятый визуализацией функционала приложения. Кроме того, по мере необходимости, параллельно мы привлекали экспертов из других подразделений. В совокупности в проекте RMS были заняты более 20 инженеров только из DBI и это, не считая специалистов со стороны «Уральских авиалиний».

Мы много говорим о человеческом факторе, но, наверное, стоит рассказать и о технологиях, на которых создан сервис RMS?

В части технологий, которые использовались при работе над проектом RMS, мы вряд чем-то очень удивим опытных профессионалов.

Основным языком программирования был C#(.NET). Он кроссплатформенный, достаточно гибкий, надежный. C# (.NET позволил нам применить качественные решения для реализации данной системы, а также обеспечил потенциал производительности в сфере работы с большими массивами данных.

В качестве ядра данных мы использовали СУБД PostgreSQL — FOSS RDBMS. Развертывание провели на платформе Yandex Cloud.

Entity Framework Core у нас служит для организации доступа к данным. Функции обмена информацией между блоками выполняет RabbitMQ.

При разработке интерфейса задействовали React (js/ts) — FOSS.

Некоторые отдельные компоненты, мы написали самостоятельно, а в основном нет никакой экзотики. Но, как все знают, в музыке семь нот, в алфавите только 33 буквы, при этом произведения у всех получаются очень разные. Так и в IT, многое зависит от таланта инженеров и эффективности командного взаимодействия.

Можешь охарактеризовать результат работы DBI в проекте RMS. Что получилось в итоге?

Сразу уточню, мы говорим о предварительном результате. У проекта по-прежнему активный статус.

Мы создали независимое решение с потенциалом развития, и к тому же, не представленное на рынке. Оно сделано, что называется «под себя», — для конкретного заказчика и непосредственно учитывает его сегодняшние потребности, пользовательский опыт и обозначенные тренды будущих изменений. В приложении работают порядка 50 сотрудников «Уральских авиалиний». RMS уже дает возможность бизнесу холдинга успешно конкурировать на рынке авиаперевозок в сфере работы с клиентами и организации полетов.

Вместе с тем, архитектурное ядро RMS позволяет масштабировать систему, увеличивать необходимые показатели производительности. Именно на этом сейчас сосредоточена команда DBI. Мы развиваем приложение и хотим сделать RMS одним из самых лучших в отрасли пассажирских авиаперевозок в России. Наши деловые партнеры «за». Не сомневаюсь, что так и будет.