10 вопросов, которые сделают ваших сотрудников сильнее
Как стать грамотным наставником и почему следует перестать решать все задачи компании, рассказывает основатель детской школы программирования Оксана Селендеева
Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.
Давайте честно. Как управленец, вы тоже не раз ловили себя на том, что решаете все проблемы своих сотрудников сами?
Я точно грешила этим. Как человек, который привык брать ответственность, всегда первой замечать любую накладку и тут же пытаться ее устранить, я, мягко говоря, переоценила свою эффективность. Кажется, что ты помогаешь команде, становишься незаменимым, но, на самом деле… ты скоро превращаешься в выжатый лимон.
В нашей компании, я часто сталкиваюсь с вопросами от коллег и сотрудников. Проблема в том, что когда ты руководишь, тебя автоматически воспринимают как универсального «решателя». Звучит круто? Нет, от этого быстро устаешь.
Хочу рассказать, как я пришла к тому, что решать меньше — это правильно. И что вместо того, чтобы быть супергероем, намного полезнее стать наставником.
Почему мы зависим от решения проблем
Почему сотрудники так любят приходить к нам за ответами? Все просто. Давайте представим ситуацию.
У вашего сотрудника возникла проблема. У него есть два пути. Первый — самому попробовать найти решение. Но это сложно. Нужны время, силы, исследования, риск принять неправильное решение. Путь непростой и полон неожиданностей.
Второй путь проще. Можно просто задать вопрос вам — руководителю. Вы быстро разберете проблему, предложите варианты, подберете необходимые ресурсы. Все! Результат готов.
Как вы думаете, почему сотрудники выбирают второй путь?
Да потому что мы сами приучаем их так делать! Они видят, что вы всегда готовы решить все за них. Для них это выгодно, а для вас — привычное занятие.
Но вот в чем правда жизни. Решая чужие проблемы, вы теряете время на свои задачи. А в итоге устаете и недовольны командой, которая никак не становится самостоятельной.
Как понять, что вы — «ловите все проблемы»
Вот так я поняла, что застряла в ловушке управления через контроль. Если вы узнаете себя в этих утверждениях, то, скорее всего, тоже в этом состоянии.
- «Почему я должна делать все сама?»
- «Почему я прихожу раньше всех и ухожу позже?»
- «Почему я работаю больше, чем мои сотрудники?»
- «Я готова уволить всех и набрать новую команду!»
Вот теперь внимание. Проблема ведь не в вашей команде. А в том, как вы сами с ними работаете. Мы приучаем людей приносить нам мелкие вопросы, и они исправно следуют этой привычке.
Но, может, пора немного перестроить систему?
Как перестать быть решателем проблем
Чтобы растить сильную команду, нужно не давать им рыбу, а научить ловить ее самим (да-да, это тот самый образ из старой пословицы).
Настоящий руководитель задает вопросы, чтобы подтолкнуть человека вперед. Он не решает его задачу, а как бы направляет, показывая — удачное решение лежит в руках сотрудника, вот оно, рядом.
Хочу поделиться моими любимыми вопросами, которые помогают моим сотрудникам становиться сильнее.
Мои 10 вопросов для решения проблем
- «Какую проблему вы пытаетесь решить?»
Это всегда первый шаг. Звучит просто? Но уверена, вы удивитесь, как часто люди не могут четко сформулировать суть проблемы. А если проблема не ясна, то решение найти невозможно. - «Мы это знаем или предполагаем?»
Иногда проблема — это несуществующая катастрофа, основанная на слухах. Важно понять, сколько мы точно знаем и с чего начать. Если нет данных, то ваша задача как лидера — дать их сотруднику. - «Как вы пытались разобраться?»
Этот вопрос здорово переключает фокус. Вместо зависимости от вас, сотрудники начинают думать о других вариантах. Кроме того, вы показываете ресурсы, которые уже есть в их распоряжении. - «Какие у тебя есть варианты?»
Когда сотрудник приносит только проблему, он может даже не подумать над ее решением. А вот если вы лично поддержите его усиления — он уже чувствует, что занят процессом, его ценят. - «Что может быть хуже?»
Обычно мы боимся принять неправильное решение. А на деле? Многие худшие результаты окажутся не такими уж ужасными. Покажите сотруднику, что можно взяться за дело без страха. - «Какой самый простой шаг ты можешь сделать сейчас?»
Часто проблема кажется слишком огромной, а решение недостижимым. Сделайте ее маленькой! Шаг за шагом сотрудник заметит, что ситуация уже движется к успеху. - «Кто решил что-то похожее?»
Направьте сотрудников на успешные примеры. Никто не требует изобретать велосипед. Подсмотрите там, где уже срабатывало. - «Что, если ты проверишь свои предположения?»
Особенно полезно это для тех, кто любит теоретизировать. Спорит с вами? Отлично. Пусть просто протестирует гипотезу практикой. - «Что ты думаешь об этом?»
Как часто мы забываем просто спросить о мнении сотрудника? А ведь это момент их роста. Поддержите их уверенность, даже если вы видите иной способ. - «Как я могу тебе помочь?»
Этот вопрос важен. Он показывает вашу поддержку. Вы готовы помочь, но проблема остается за сотрудником.
Любимые примеры и фразы
В нашей компании менеджер проектов однажды пришла с дилеммой по командной организации нового курса. Вместо того чтобы ломать голову за нее, я просто спросила, как она бы закрыла задачу, если бы ресурсы не были ограничены. Через неделю она уже говорила, какое решение принял ее собственный отдел.
Или что-то простое из российской практики. Компания из Новосибирска, разрабатывающая финтех-инструменты, внедрила практику вопросов в управлении и добилась того, что за полгода сотрудники стали генерировать идеи для улучшений.
Будьте лидером, который вдохновляет. Пусть ваши сотрудники учатся решать задачи сами. Задавайте вопросы. Это несложно, но невероятно эффективно.
Да, не все смогут перестроиться. Кому-то комфортно сидеть в зоне их привычного подхода. Но если вы последовательны, большинство сотрудников пойдут вперед.
Ну а главное, задавая вопросы, вы формируете культуру личной ответственности. И, знаете, это точно стоит того.