Обзор изменений при ведении ВЭД с января 2025 года
Компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, постоянно сталкиваются с тщательным валютным контролем и отказом в международных платежах
Один из учредителей ООО «Доверка» (45% акций). Эксперт по юридическим вопросам ВЭД, юрист по международному праву.
Российским бизнесменам стало сложнее вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД): перестали работать привычные каналы расчетов. Зарубежные банки усилили контроль, и платежи стали задерживаться или блокироваться. Наблюдаются изменения в маршрутах доставки груза, таможенном оформлении, бухгалтерском учете. Давайте рассмотрим подробно, что изменилось для российских компаний во внешнеэкономическом сотрудничестве.
Какие лицензии можно получить с начала года
Изменились правила выдачи разрешений на ввоз и экспорт товара. С начала текущего года Минпромторг выдает несколько видов документа:
- генеральное разрешение — на 12 месяцев;
- разовое разрешение — на срок действия договора с зарубежным партнером;
- исключительное разрешение — на ввоз определенного груза.
Если товар включен в список Евразийского экономического союза (ЕАЭС), тогда заявка рассматривается автоматически. Компания может получить отказ, если предоставлена ложная информация или закончилась тарифная квота.
Как изменились маршруты грузоперевозок
В связи с политической обстановкой и ограничениями, введенными против Российской Федерации, кардинально поменялась цепочка доставки грузов. Продукция из Азии в европейские страны стали отправлять через Турцию, Индию, ОАЭ из-за закрытия воздушного пространства над нашим государством для многих авиакомпаний.
Внешнеэкономическая деятельность осложнена тем, что условия импорта или экспорта товаров могут измениться в любой момент. В этом случае приходится срочно менять маршрут следования груза, дополнять пакет документов.
Процесс доставки продукции в Россию стал многоуровневым, нужно тщательно продумывать стратегию. Даже дружественная страна Китай, не может напрямую поставлять груз, потому что появились нюансы экспортных деклараций. Приходится дополнительно привлекать дистрибьюторов, что значительно увеличивает стоимость транспортировки и самого товара.
Преобразование в налоговом и таможенном законодательстве
Предприятиям и индивидуальным предпринимателям (ИП) приходится работать в следующих условиях:
- Санкции достигли максимального пика. За текущий год в ограничительные списки США и Евросоюза попало более 163 предприятий и ИП.
- Реформа в таможенной законодательной базе. С начала 2025 года вырос таможенный сбор и изменена маркировка импорта. Преобразования регулируются постановлением Правительства №1637 от 28 ноября 2024 года.
- Усилился банковский мониторинг. Количество заблокированных транзакций выросло без объяснений. Владельцам бизнеса приходится искать новые варианты для расчета с зарубежными партнерами.
- Реформа в налоговой законодательной базе. Введены новые правила учета налога на добавленную стоимость при ввозе груза. С начала текущего года НДС платит российский посредник, оплата перечисляется не позднее 20 числа месяца, следующего за приемом товаров на учет. Зарубежные предприниматели должны зарегистрироваться в Российской Федерации как налогоплательщики, чтобы рассчитывать и платить налог на добавленную стоимость (Налоговый кодекс РФ, статья 151, пт.4).
- Превентивный контроль таможенных служб. Уже с июля 2024 года Федеральная таможенная служба РФ тестирует автоматическую систему для проверки контрактов до подачи декларации. Если будет выявлено несоответствие в описании товара и стоимости, то подача декларации будет отменена.
Участники ВЭД сталкиваются с трудностями при переводе денег за границу, но ситуация некритичная.
Как предпринимателю подтвердить нулевую ставку налога на добавленную стоимость
Начиная с 1 января 2025 года, предприятия обязаны подавать электронные реестры в ФНС, содержащие информацию о продаже товаров физическим лицам из России со складов за рубежом. Изменения введены для подтверждения правомерности применения нулевой налоговой ставки по НДС.
Что нужно знать предпринимателям и ИП:
- С прошлого года (2024 г.) подача электронных реестров стала обязательной при ввозе товара, перепродаже, отправке международных отправлений по почте.
- Формы электронных реестров утверждаются соответствующими законодательными органами. Компании и ИП меньше времени тратят на подготовку отчетности, к тому же улучшается налоговый контроль.
- Федеральная налоговая служба разработала удобный сервис для подачи электронных реестров. Пользователи могут загружать файлы непосредственно через личный кабинет налогоплательщика.
Электронный документооборот повышает прозрачность взаимоотношений между государством и предприятиями.
Какая дополнительная документация нужна при ведении ВЭД
Если компания работает с зарубежными партнерами, потребуется подготовить множество документов:
- Договор с партнером, в котором указано условие поставки.
- Платежные документы, подтверждающие оплату от контрагентов.
- Доверенность на конвертацию валюты, подтверждения операций.
- Документация, подтверждающая государственную регистрацию зарубежной компании.
- Грузовые таможенные декларации (ГТД).
- Инвойс на отгрузку продукции.
- Документация для подтверждения факта доставки.
- Декларации по налогам на добавленную стоимость при ввозе продукции из стран Таможенного союза.
- Подтверждение оплаты налогов.
Ведение внешнеэкономической деятельности увеличивает объем работы и необходимость представления копий документов для проверок. Важно правильно оформить документы, чтобы избежать проблем и обеспечить безопасность бизнеса.
Рекомендации для работы на международном рынке
Если компания новичок, в работе с зарубежными партнерами, тогда следует начинать с небольших сумм и тщательно проверять контрагента. Пользоваться услугами только проверенных банков и платежных посредников, тщательно соблюдать все условия контракта. А также проверять надежность зарубежных поставщиков. По этому поводу хочу привести историю из практики.
Российское предприятие отправило предоплату китайскому поставщику через малоизвестный банк в Гонконге. Деньги «зависли» на 4 недели, трансграничный платеж не прошел контроль. Предприятие осталось без запчастей, сорвалось несколько сделок. Когда партнером стал проверенный и надежный поставщик, транзакции стали проходить за 1-2 дня через банк в Шанхае.
Чтобы обеспечить эффективную международную деятельность, придерживайтесь нескольких правил:
- Выбирайте надежного посредника для международных платежей.
- Сотрудничайте с проверенными и надежными зарубежными партнерами.
- Контролируйте каждый этап от валютного перевода.
Грамотно выстроенный процесс ВЭД — это стабильная и законная работа на международном рынке.