Как подготовить ИТ-системы к выходу на зарубежный рынок
Александр Казеннов рассказывает, что нужно учесть при обмене учетными данными между разными странами
Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.
Многие компании на определенном этапе развития начинают изучать возможности расширения своей деятельности и выхода на международный рынок. В широком смысле, этот процесс напоминает присоединение к основному бизнесу новой компании или нового направления деятельности, поэтому перед расширением за рубеж следует заранее подготовить корпоративные ИТ-системы, уделяя особое внимание корректной миграции данных и настройке обмена. При этом важно понимать, что у настройки трансграничной передачи данных есть свои особенности.
Обмен учетной информацией
Если компания открывает представительство в стране N и при этом хочет сохранить централизованное управление бизнесом, значит, вся актуальная информация по деятельности филиала должна передаваться в основную учетную систему компании. Помимо классических вопросов, связанных с корректной настройкой интеграционных потоков, ИТ-отделу придется учитывать специфику законодательства обеих стран присутствия. В частности, если законы страны запрещают использование российских цифровых решений (например, корпоративных информационных систем «1С»), то настраивать интеграцию нужно будет между продуктами разных вендоров.
И наоборот, если материнская компания, находящаяся за рубежом и работающая в SAP в своем регионе присутствия, развивает производство в России и хочет видеть у себя в учетной системе данные по России, тогда, как правило, выстраивается универсальное интеграционное API (средство взаимодействия программных компонентов) — на стороне «1С» в России и на стороне SAP в зарубежной компании.
Другой вариант технологического решения задачи обмена — реализация специального сервиса для сбора данных на стороне материнской компании, если его использование разрешено законодательством. В противном случае для подобного взаимодействия можно поставить корпоративную шину данных или — в интересах безопасности — реализовать обмен через пакеты выгрузки.
Некоторые эксперты считают, что в рамках тенденции к ужесточению контроля в ближайшем будущем наша страна будет требовать использовать «комнаты данных» — управляемые и контролируемые на уровне государства — чтобы можно было отследить, какого рода информация выгружается с ее территории.
Расположение серверов
Еще одна проблема, связанная с законами и безопасностью, — это расположение «железа». Сегодня в законодательстве большинства стран прописано требование: если вы работаете с физическими или юридическими лицами на территории нашего государства, то есть обрабатываете их конфиденциальные данные, значит, сервера обработки этих данных должны находиться у нас в стране. Другими словами, если компания внедряет в новой стране присутствия, например, CRM-систему и оперирует в ней контактными данными клиентов, то cервер с этими данными должен находиться в этой же стране.
В России при этом сервер тоже придется оставить — на случай необходимости управления этими данными в материнской компании. Стоит сказать, что это одна из насущных проблем межстранового обмена данными, которая не всегда берется в расчет при выходе на зарубежный рынок. Если компания не хочет, чтобы возникли проблемы с местным законодательством, о расположении оборудования придется подумать заранее.
Конвертация данных
Выход на международный рынок также влечет за собой вопросы мультивалютного учета и конвертации единиц измерения. Например, чтобы сравнить успешность бизнесов и понять, какой из филиалов приносит холдингу большую прибыль, все расчеты необходимо привести к общему знаменателю — то есть конвертировать все совершенные валютные сделки в рубли (или наоборот). Одновременно с этим придется выбрать, к какому именно курсу валют стоит привязать учетную систему. Этот вопрос компании решают по-разному: одни берут средний курс Центрального банка России за прошлые периоды, другие в момент расчета в местной валюте производят конвертацию по актуальному курсу обмена.
Помимо валют, конвертации подлежат и другие параметры данных, включая форматы дат, времени и адресов, а также меры длины, веса, объема и расстояния. Простой пример: если не перевести стандартный американский формат даты «месяц — день — год» на привычный российский вариант «день — месяц — год», то возникнет путаница. В худшем случае, это приведет к полному расхождению учета по отгрузке товаров.
Наконец, трансграничное ведение бизнеса требует составления договора на двух, а часто и трех языках: на языке каждой из сторон (допустим, российском и узбекском), а также на общепринятом языке международной коммуникации (английском). Соответственно, в учетных системах нередко нужно закладывать сразу три шаблона договора.
***
Выход компании на зарубежный рынок требует комплексной подготовки, и цифровые решения играют в этом процессе ключевую роль. Чтобы успешно интегрировать свою деятельность в международные условия, компании необходимо тщательно подготовить ИТ-системы, обеспечить соответствие законодательству, реализовать многоязычность и мультивалютность, а также учесть особенности локальных бизнес-процессов. Все эти меры помогут обеспечить бесперебойную работу компании на международной арене и минимизировать риски, связанные с выходом на новые рынки.