Дело в деталях: что изменится в работе онлайн-касс в 2025 году
Генеральный директор компании LIFE PAY Ашот Григорян рассказывает о нюансах изменений в Федеральном законе об онлайн-кассах
CEO LIFE PAY. 10 лет в финтехе. Основатель сервиса «Бюро» для быстрой регистрации бизнеса. Развивает продукты Альфа Cash и ВТБ Касса, а также инструменты для банков, e-grocery, и retail.
Большинство изменений в законодательстве о кассах вступят в силу с 1 марта 2025 года, а оставшиеся — с 1 сентября. Они затронут регистрацию и перерегистрацию касс, выдачу чеков, работу заведений общественного питания, розничный рынок, а также другие особенности работы с контрольно-кассовой техникой. Вот одни из самых заметных новшеств: освобождение некоторых видов ИП от онлайн-касс, новый способ передачи чеков с помощью сервиса ФНС, требование к заведениям общественного питания выдавать чек до оплаты.
Кто сможет работать без онлайн-кассы
Список видов бизнеса, которым разрешено работать без онлайн-касс, расширится. В него войдут учителя, репетиторы и спортивные тренеры, имеющие статус ИП и лицензию на ведение образовательной или физкультурно-оздоровительной деятельности. В настоящее время такой льготой могут пользоваться только организации в этих сферах.
Оформить онлайн-кассу станет проще
Регистрация кассы станет в 2025 году удобнее и быстрее благодаря нескольким нововведениям, направленным на взаимодействие с ФНС. С 1 сентября 2025 года вводятся новые электронные способы постановки на учет: через портал «Госуслуги» или через изготовителя кассового оборудования.
Также упростится перерегистрация после замены фискального накопителя. С 1 марта больше не потребуется направлять в ФНС соответствующее заявление. Для повторного оформления нужно будет внести измененные параметры в отчет и направить в налоговую, где его проверят на наличие ошибок. Преимущество такой системы в скорости ответа: вместо прежних 10 рабочих дней он будет приходить за 5. Важно отметить, что если неточности все таки будут обнаружены, последующая перерегистрация должна будет производиться в общем порядке.
Новый вариант получения чеков
Теперь электронный чек можно будет передавать и получать с помощью сервиса ФНС «Мои чеки онлайн». Для такого варианта покупателю потребуется зарегистрироваться на сервисе, а затем показать QR-код или предоставить номер телефона или e-mail продавцу. После продажи оператор фискальных данных (ОФД) автоматически передаст чек ФНС, а покупателю останется лишь загрузить его в сервисе.
Новые правила для ресторанного бизнеса
После вступления изменений в силу ресторанам и кафе придется поменять порядок действий при формировании чека. Теперь он будет выдаваться до момента оплаты заказа, а не после.
Изменение направлено на повышение прозрачности в индустрии общественного питания. Клиенты смогут ознакамливаться с деталями заказа, а в бизнесе исчезнет возможность приема оплаты без формирования чека после.
Владельцам кафе и ресторанов для корректной работы по новому законодательству потребуется обновить кассовое оборудование и провести необходимые инструкции с персоналом.
Расширений полномочий ФНС
Первое нововведение касается технических характеристик чека. В новой редакции 54-ФЗ пропишут право налоговой регулировать качество печати, а также размер символов и QR-кода, размещаемого на кассовом чеке. Ожидается, что такое изменение в законодательстве сделает чеки более удобными для чтения, а также позволит быстрее их обрабатывать.
Еще одно нововведение затрагивает оплату через СБП. После вступления изменений в силу продавцов обяжут выдавать чек после такого вида оплаты наравне с другими безналичными платежами. Решение направлено на увеличение прозрачности и безопасности для обеих сторон и корректной фиксации транзакций.
Важно отметить, что пока конкретные изменения и параметры еще не закреплены, и есть вероятность, что ФНС сформулирует новые детали требований после окончательного вступления поправок в силу. Это хорошая новость для бизнеса, так как у него есть время подготовиться: оценить текущее состояние кассового оборудования, проанализировать сценарии расчетов с учетом изменений, касающихся их деятельности, и провести все необходимые инструкции с сотрудниками.