Ритейл Дока 28 декабря 2024

Как изменятся продуктовые магазины в 2025 — 2030 годах

Мир сегодня изменчив как никогда. Ритейл тоже быстро меняется. Важно знать актуальные тренды, чтобы адаптировать под них магазины, бренды, товары

Мария Шматкова
Директор по Стратегии и Развитию бизнеса

Обладает экспертизой в области исследования рынка, построения бизнес-стратегий, разработки концептов торговых сетей и розничных магазинов, создания брендов с нуля

В этом обзоре консалтинговая компания «Ритейл Дока» описывает тренды розничной торговли. Следите за новостями, в ближайшее время будут выпущены продуктовые тренды и многое другое. Это поможет вам скорректировать стратегию своего бизнеса и остаться актуальными для потребителей.

Рассмотрим 7 ключевых трендов, которые поменяют образ розничной торговли в ближайшие 5 лет.

1. Тренд пополнения

По мере того как потребители осознают экологические последствия своих покупок, они тяготеют к магазинам, которые борются с последствиями потребительского поведения. Эта тенденция привела к росту числа «пополняемых магазинов», в которых особое внимание уделяется минимизации упаковки, особенно для часто покупаемых средств личной гигиены. Бренды открывают розничные магазины, предлагающие пополнить товары для дома и личной гигиены через дозаторы в ранее купленные емкости. Это снижает воздействие на окружающую среду и позволяет экономить на упаковке.

2. Магазины малого формата

Розничная торговля вступает в эпоху «меньше — больше», обусловленную стремлением потребителей к контролируемым покупкам, которые упрощают процесс принятия решений. Потребители, перегруженные излишествами, ценят подборки категорий и товаров, упрощающие принятие решений. Эта тенденция ставит во главу угла качество и рекомендации, а не количество. Основная роль ритейлера трансформируется из поставщика в куратора. Эта стратегия существенно повышает лояльность к бренду.

3. Зрелый ритейл

Ритейлеры делают процесс покупки более удобным для пожилых людей. Так как доступность становится приоритетом для многих брендов, некоторые из них предлагают инициативы, помогающие пожилым покупателям в магазине. Внимание к доступности товаров стало результатом осознания, что она открывает возможности для привлечения большего числа демографических групп. Подход «один магазин подходит всем» больше не принимается крупными ритейлерами, располагающими инвестициями. Люди отдают предпочтение доступному дизайну и удобству.

4. Паспорт устойчивого развития

Бренды внедряют цифровые паспорта товаров для поощрения экологичности. Цифровые записи содержат информацию о продукте на протяжении его жизненного цикла. Они помогают потребителям понять, насколько экологичен продукт, и принять решение о покупке. Озабоченность изменением климата и загрязнением окружающей среды подводит к поиску решений для смягчения последствий. Это побуждает бренды предоставлять рекомендации по утилизации и переработке материалов, чтобы минимизировать количество отходов и сохранить ресурсы. Компании, предлагающие легкодоступные экологические практики, могут привлечь потребителей.

5. Магазины без касс

Тенденция пока чаще встречается в виде гибридной модели, когда в магазине есть кассы самообслуживания и хотя бы один кассир за традиционной стойкой. Однако появляются и инновационные торговые точки, функционирующие полностью без кассиров, и даже без касс самообслуживания. Технология JWO опирается на машинное зрение и генеративный искусственный интеллект для отслеживания покупателей и товаров, которые они берут с полок, позволят магазину работать 24 часа в сутки. Уже проверено американскими и польскими коллегами.

6. Продуктовые корнеры в торговых и бизнес-центрах

Корнеры можно отнести к ультрамалым торговым объектам — они занимают буквально 10-15 квадратных метров и могут разместиться в холле бизнес-центра или на широкой аллее торгового комплекса. В основном такие магазинчики торгуют готовой едой, напитками, снеками и дессертами. Конкуренцию они составляют скорее не традиционной торговле, а кафе быстрого питания.

7. Ультраконвиниенс — новый типовой магазин у дома

Магазины классического формата у дома — это типичные «Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Монетка», «Верный» и другие. Их торговая площадь варьируется от 200 до 600 квадратных метров. Рынок уже насыщен объектами этого формата, а хорошие локации рано или поздно закончатся. Новый и самый растущий сейчас формат — ультраконвиниенс. Он гораздо меньше по размеру — 70-150 кв.м. и из-за своей компактности уже не может закрывать все покупательские потребности. Поэтому дифференциация (отличия) игроков в этом формате уже существенны. «Магнит Рядом» силен в недорогом предложении самых популярных товаров. «Дикси Go» широко представляет алкоголь, печет хлеб и булочки прямо в магазине, а также варит кофе. «Около» от X5 Group ближе к «Пятерочке», но занимает меньшую площадь и предлагает широкий выбор продовольственных категорий, но без ассортиментной глубины товарных линеек. «Красное и Белое» — алкогольный гигант, параллельно позиционирующийся как дискаунтер. А есть еще «ВкусВилл Мини», «Spar Express» и ряд региональных игроков. Подробнее расскажем о них в следующих обзорах.

Как не запутаться во всем многообразии постоянно меняющегося рынка? Во-первых, постоянно наращивать и укреплять собственную экспертизу. Во-вторых, внедрять инновации, предварительно хорошо взвесив за счет чего они усилят ваш бизнес и рассчитав возврат инвестиций. Ну и, в-третьих, обратиться к специалистам. Этим хорош консалтинг — он открывает собственнику бизнеса или генеральному директору доступ к мировой экспертизе и лучшим российским практикам в тот момент, когда это необходимо. Невозможно обладать знаниями обо всем, для этого есть профильные эксперты.