ООО «Лавпланет» 3 февраля 2025

Рынок одиночества: как современные технологии делают нас асоциальными

Как алгоритмы, созданные для нашего удобства, приводят к изоляции, а экономика одиночества становится все более прибыльной

Янина Шкуропат
Руководитель проекта Podbor.ru

IT-евангелист

Мы стали заложниками собственной гиперсвязанности — мессенджеры, соцсети и дейтинговые приложения позволяют нам находить людей за секунды, но уровень одиночества продолжает расти. Многочисленные исследования показывают, что чем мы используем цифровые технологии, тем чаще мы чувствуем себя изолированными. Например, согласно исследованию Университета Пенсильвании, активное использование соцсетей увеличивает уровень тревожности и депрессии.

Почему так происходит? Как алгоритмы влияют на нашу социальную жизнь, и не приводит ли это к разобщенности

Российская статистика: одиночество в цифрах

Согласно данным ВЦИОМ в 2021 году 23% россиян чувствовали себя одинокими, при этом 19% испытывали это чувство время от времени, а 4% — постоянно.

Кроме того еще в 2021 году, 38% пользователей социальных сетей и мессенджеров признались в зависимости от этих платформ.

Последняя Всероссийская перепись населения в 2021 году показала рост домохозяйств, состоящих из одного человека - 27,6 млн.

Алгоритмы, которые выбирают за нас

Большинство современных социальных платформ построены на алгоритмических системах, которые фильтруют контент, подбирают «подходящих» друзей и партнеров. Однако, вместо расширения круга общения, это приводит к его сужению.

  • Эффект тоннеля фильтров
    Алгоритмы персонализируют контент, подбирая новости и друзей по нашим интересам, что формирует ограниченный кругозор и социальную изоляцию (MIT Media Lab, 2022). Каждого из нас изолируют в определенный «контентный корридор», где не могут появиться люди, мнения и новости с точкой зрения отличной от вашей.
  • Дейтинг-алгоритмы
    Приложения вроде Podbor.ru начинают активно использовать AI, чтобы подбирать идеальных партнеров, но, по данным исследования Market Research Future, алгоритмы еще сырые и 45% пользователей удаляют приложения из-за разочарования в подобранных партнерах.
  • Автоматизация общения
    Голосовые помощники, чат-боты и нейросети снижает объем живого общения, что в целом снижает навыки межличностного взаимодействия с другими живыми людьми.

Как технологии разобщают нас

Самая большая проблема — это иллюзия социальной насыщенности. Лента новостей в соцсетях создает ощущение, что мы вовлечены в жизнь знакомых, хотя на самом деле эти связи поверхностны. Человек постепенно привыкает к роли пассивного зрителя, ограничиваясь лайками, комментами и репостами вместо активного взаимодействия, что со временем снижает потребность в живом общении и уменьшает уровень эмоциональной вовлеченности. 

Вторая проблема — мы перестали погружаться в диалог. Мессенджеры и соцсети делают коммуникацию удобной, но при этом она становится менее глубокой. Согласно исследованию Journal of Social and Personal Relationships, люди, предпочитающие онлайн-общение, в 2 раза чаще страдают от социальной тревожности.

Экономика одиночества

Бренды все чаще монетизируют одиночество, создавая целые экосистемы для одиноких людей. В мире существует более 8 000 приложений для знакомств, среди которых Bumble, Tinder, Badoo, Podbor.ru, Hinge, OkCupid и многие другие. 

Согласно данным Grand View Research, глобальный рынок онлайн-знакомств был оценен в 9,65 миллиарда долларов США в 2022 году и, по прогнозам, будет расти со среднегодовым темпом роста (CAGR) 7,4% с 2023 по 2030 год, достигнув 17,28 миллиарда долларов к 2030 году.

Кроме того, набирают популярность AI-компаньоны, такие как Replika и Kuki. Они предлагают пользователям персонализированных виртуальных собеседников, способных поддерживать беседы, симулировать эмоциональную поддержку и даже формировать иллюзию дружбы. По данным Sensor Tower, приложение Replika загружено более 10 миллионов раз, а его выручка за 2024 год превысила $14 миллионов. Подобные технологии находят применение не только в личных беседах, но и в сфере психологической поддержки и терапии. Это цифровой парадокс — вместо общения с живыми людьми вам предлагают всегда позитивных и во всем соглашающихся виртуальных друзей за подписку, а также эксклюзивные онлайн-клубы с доступом к контенту.

Что делать

Психологи рекомендуют осознанное использование соцсетей и приложений для знакомств. Это означает, что вы должны сознательно контролировать и ограничивать время, которое вы проводите в соцсетях. Не менее важно — осмысленно выбирайте контент сами. 

В приложениях для знакомств четко ограничивайтесь целью — сходить на свидание, а не свайпать бесконечно профили. Бесконечного выбора людей нет — это иллюзия. Или сразу выбирайте сервисы для знакомств с ограниченных количеством профилей в день, такими как Podbor.ru