Konica Minolta 11 ноября 2024

Как обезопасить образовательные учреждения с помощью eye in the sky

О возможностях видеоаналитики и том, какие перспективы открывает ее использование в школах, колледжах и вузах

Любовь Глазова
Продакт-менеджер по программным видеорешениям Konica Minolta Business Solutions Russia

Работает в сфере информационных технологий с 1998 года. С 2015 года занимается проектами по видеонаблюдению. В компании Konica Minolta отвечает за проекты с использованием видеоаналитики на базе ИИ

В России с 2014 года случилось более 30 происшествий с вооруженными нападениями в образовательных учреждениях. Школы, колледжи и вузы все чаще нуждаются во внедрении новых технологических систем контроля доступа и наблюдения. Поговорим о возможностях таких решений и том, какие перспективы открывает их использование.

Необходимость в пересмотре подходов к безопасности

Существующая система безопасности в образовательных учреждениях значительно устарела. Несмотря на посты охраны и металлодетекторы на входе, во многих случаях уровень безопасности оставляет желать лучшего.

Все привыкли к постоянным сигналам металлодетекторов: у школьников при себе есть ключи или металлическая линейка, досматривать каждого невозможно. Зачастую «рамки» выполняют лишь декоративную функцию.

Отдельного внимания заслуживает ситуация внутри школы: моментальной реакции сотрудников охраны требуют оставленные подозрительные предметы, различные конфликты — стычки, драки, а также несчастные случаи.

Выходом из сложившейся ситуации может стать внедрение систем безопасности на основе искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют автоматизировать большинство процессов, связанных с безопасностью.

Как работают системы видеоаналитики 

Системы видеоаналитики основаны на работе предобученных модулей, которые используют возможности нейронных сетей. Системе предоставляют набор фотографий, где, например, изображены запрещенные предметы: колющие и режущие, огнестрельное оружие. После обработки определенного объема таких данных, система обучается их распознавать. На этом можно строить различные сценарии реагирования.

Однако, здесь существует ряд сложностей. Если в систему загрузить фотографии человека с оружием, то это может быть изображение с оружием напоказ. Очевидно, что преступник будет проносить запрещенные предметы скрытно. В этом случае на помощь приходит скелетная видеоаналитика, когда по положению человека, его походке можно распознать, что он прячет под одеждой.

По этому же принципу систему можно обучить реагировать на другие экстренные ситуации внутри учебного заведения — стычки и драки, потеря сознания и т. д. Скелетная видеоаналитика способна сразу же их определить и сообщить об этом ответственным сотрудникам, отправив сигнал на монитор, а также сообщение в Telegram через чат-бот.

Кроме безопасности внутри учреждения важно отслеживать обстановку во дворе и на прилегающей территории. Для этого можно использовать систему распознавания номеров автомобилей за счет анализа видео, поступающего с камер. Она сохраняет информацию обо всех проехавших автомобилях в базу данных (дата и время проезда, направление движения, изображение и номер), а также сразу же отправляет на почту ответственным лицам и в чат-бот Telegram, что позволяет автоматизировать работу КПП и парковки.

Еще одна важная задача, которую решает система видеоаналитики — контроль нахождения сотрудников охраны на рабочем месте. В этом случае также используется скелетная видеоаналитика. Работа системы построена на поиске силуэта в помещении и при его отсутствии контролеры получают уведомления.

После пандемии актуализировалась проблема мониторинга температуры тела сотрудников и учащихся на входных зонах в учебное учреждение. Для этой задачи внедряются решения по бесконтактной детекции температуры. Например, интеллектуальные камеры с тепловой радиометрией позволяют определять лицо и синхронизировать с данными температуры, полученными от камеры. Все случаи превышения нормы фиксируются и записываются в архив, ведется подсчет тревожных событий.

Современные системы видеоналитики также способны распознавать лица, однако сейчас биометрия в учебных заведениях регулируется законом о защите персональных данных. Реализация таких решений пока под вопросом, и это дело будущего, хотя в крайнем случае, например, при проведении силовых операций, они могут быть весьма востребованы.

Охрана виртуальная, а репутация — реальная

Возможно, многие директора школ или ректоры вузов пока не решаются на закупку дорогостоящих систем видеоаналитики, потому что не видят всех преимуществ ее использования.

Рассматривать эти системы с точки зрения только утилитарной функции обеспечения безопасности было бы однобоко. Сейчас образование законодательно отнесено к сфере услуг, а, значит, к нему применимы все рыночные механизмы. Конкуренция между учебными заведениями растет с каждым годом и для того, чтобы выиграть в этой борьбе важно инвестировать в свою репутацию.

Безопасность учебного учреждения является одним из важных факторов выбора школы или вуза родителями. Поэтому внедрение видеоаналитики — хотя и «игра в долгую», но безусловно приносящая свои плоды со временем.

Несмотря на очевидную ценность предлагаемых решений, существуют определенные барьеры с их внедрением. В первую очередь, отсутствие нормативно-законодательной базы и, как следствие, отсутствие финансирования.

Опыт одной из российских школ показал, что системы видеоаналитики действительно могут повысить уровень безопасности и улучшить отношение родителей к учебному заведению. Но пока подобные проекты остаются лишь «пилотными». Школы, как правило, предпочитают тратить бюджет на более традиционные нужды, такие как ремонт или закупка новой мебели. Поэтому необходима активная поддержка со стороны органов власти, чтобы системам видеоаналитики дали «зеленый свет», и они стали доступны для всех учебных заведений.