Как увеличить выручку на 21%, не выходя за пределы текущего рынка
Как найти рост на рынке, где, кажется, его нет? Как мы увеличили выручку на 21%, работая с текущими продуктами и клиентами
Задача:
Оцифровать рынок, измерить предложение компании относительно конкурентов и учитывая критерии выбора клиентов. На основании точных данных определить зоны роста выручки компании.
Причина:
Внутри команды клиента сложилось четкое убеждение, что текущая доля рынка уже 40% и потенциала роста нет. А единственный путь роста выручки — выход на новые рынки или вывод нового продукта.
Чем больше мы занимаемся оценкой различных рынков, тем больше удивляемся тому, как многие компании живут в иллюзии, что хорошо понимают свой рынок, его границы и глубину. Самый распространенный запрос даже у крупных компаний с богатым опытом работы и множеством клиентов звучит так:
- «Мы уперлись в потолок, и последние 2 года роста нет».
- «Мы занимаем 30-40% рынка, и нам нужны новые географические или вертикальные рынки для новых высот».
- «Мы знаем всех своих клиентов в лицо, и нам нужны новые точки роста».
Парадокс заключается в том, что это чаще всего интуитивные и ощущенческие параметры, а не точные данные о рынке. И прежде чем искать новые горизонты, мы всегда предлагаем для начала досконально изучить и оцифровать свой рынок. Поэтому мы решили поделиться кейсом нашего клиента, в котором проявились, пожалуй, все возможности для роста выручки за счет текущего продукта и основного рынка. Возможно, этот кейс натолкнет вас на поиск выручки внутри вашего рынка.
Итак:
Проблема: Отсутствие роста выручки и клиентской базы в компании в течение последних 11 месяцев.
Данные: Рынок аутсорсинга логистических услуг. Активная клиентская база компании B2B — 830 компаний.
Как мы решили эту проблему:
Как и в любом проекте, мы начали с постановки гипотез, которые могли бы объяснить возникшую проблему. Мы выдвинули следующие гипотезы отсутствия роста выручки и клиентской базы:
- Достигнут лимит клиентов, открытых к аутсорсинговой модели бизнеса.
- У компании на сегодняшний день более 40% доля рынка, что является критичным для роста на высококонкурентном рынке логистики.
- Отсутствие потока лидов при высоком уровне спроса и росте рынка.
- Низкая конверсия из просмотра сайта в заявку.
- Низкая конверсия продаж из-за отсутствия уникального торгового предложения (УТП).
Чтобы опровергнуть гипотезы, мы составили следующий план работы по каждой из гипотез:
Гипотеза 1-2:
- Оценка объема рынка в деньгах: составили список всех поставщиков и их финансовые результаты.
- Оценка рынка в количестве клиентов: составили список всех компаний, соответствующих критериям численности персонала, выручки и вида деятельности. Клиентские сегменты были разделены на: а) крупный, малый и средний бизнес, б) по отраслям: торговля, производство, добыча ископаемых, переработка, строительство, утилизация отходов, транспорт, энергетика, агро. в) внутри каждой отрасли также обозначили подсегменты, например, в строительстве: жилые дома, дорожная инфраструктура, промышленные здания и склады и др.
Результаты: Мы составили подробную таблицу с каждым потенциальным клиентом компании, а также набором критериев: отрасль, сегмент отрасли, крупность бизнеса, выручка, численность персонала, основной вид деятельности, регион, город, средний чек, объем закупки. Кроме того, были собраны реальные финансовые результаты крупнейших конкурентов и их клиентов по тем же критериям.
Работать с точными данными всегда легче и показательно. В итоге положение компании относительно. рынка было скорректировано, а точнее стало реальным:
- Текущая доля рынка — 11%.
- Из потенциальной базы клиентов компания сотрудничает только с 19% всех возможных.
- Компания не работает с клиентами из отраслей строительства, транспорта, добычи полезных ископаемых, при том что конкуренты активно работают с этими отраслями.
- В рамках торгового сегмента компания не работает с фармацевтическими компаниями, маркетплейсами, автозапчастями.
- Компания не работает со средним бизнесом, хотя потенциал в деньгах в этом сегменте больше, чем при работе с крупными заказчиками.
Управленческие решения:
- Обновлена стратегия продаж по сегментам клиентов.
- План продаж обновлен и уточнен конкретным списком компаний.
- Выработаны отдельные пакетные предложения для отраслевых клиентов среднего бизнеса.
- Поставлена задача маркетингу провести CustDev для неохваченных сегментов клиентов.
Гипотеза 3: Отсутствие потока лидов при высоком уровне спроса и росте рынка
Для проверки баланса лидов относительно всего рынка мы провели следующее:
- Оценка количества коммерческих запросов в Google/Yandex.
- Оценка объема трафика топ-10 конкурентов.
- Анализ ключевых фраз и наиболее просматриваемых страниц конкурентов.
- Сегментация объема трафика по каналам привлечения клиентов онлайн и офлайн, включая участие в B2B конференциях и профессиональных клубах.
В результате была выявлена классическая проблема для B2B компаний: сильный канал привлечения клиентов через прямые продажи и конференции и почти полное отсутствие работы с SEO, таргетированной рекламой и коммуникациями через справочные агрегаторы.
Управленческие решения:
- Обновили подрядчика по SEO (как оказалось, он был).
- Тестировали гипотезы по таргетированной рекламе. 1 кампания принана успешной и ее оставили в работе.
- Разместили информацию о компании в 30 крупнейших справочниках о компаниях.
Гипотеза 4: Низкая конверсия из просмотра сайта в заявку
Мы не имели информации о конверсиях из просмотра в заявку у конкурентов, но знали средние показатели по подобным услугам в B2B — это 3%. В компании эта цифра составляла 0,5%. Чтобы выяснить причины, мы сделали следующее:
- CustDev с 10 ЛПР: выявили путь и критерии выбора поставщика.
- UX-тест: оценили процесс выбора клиентами от идеи до отправки формы заявки.
- Оценили процесс изучения информации на сайте поставщика и фиксировали эмоции, а также причины, почему клиент не принял решение оставить заявку.
Результат был неожиданным:
- Ни в одном случае клиент не нашел сайт компании на первой странице выдачи.
- 4 из опрошенных восприняли услуги компании как исключительно международные, хотя основной бизнес компании — внутренние перевозки.
- 6 региональных клиентов не увидели нужные им форматы перевозки и виды транспорта для своей отрасли.
- 6 клиентов считали компанию работающей только в ЦФО.
- Не увидели подтверждения, что компания работает с компаниями своего сегмента. Представители крупных компаний считали, что компания не обладает компетенцией для федеральных проектов, а представители малого бизнеса подумали, что компания международная и для них будет слишком высокий ценник.
Управленческие решения: Обновили сайт и сделали описание для каждого размера бизнеса и разных отраслей, показывая, что успешно работают как с крупными, так и с небольшими компаниями.
Гипотеза 5: Низкая конверсия продаж из-за отсутствия УТП
В среднем по рынку B2B услуг конверсия продаж составляет 8-10%. За годы нашей работы мы видели множество подтверждений, что реально поднять конверсию продаж до 60%. Вот как мы выявили слабые места воронки продаж:
Провели интервью с потенциальными клиентами. Спросили текущих 10 клиентов, как они выбирают поставщика от момента, когда оставляют форму заявки, до того, как выберут одного поставщика и напишут ему о готовности заключить договор. Всего получилось 63 разных параметра, которые распределены по следующим структурным блокам:
- качество и скорость коммуникации,
- экспертиза менеджера,
- внимание к проблеме заказчика и вовлеченность в задачу,
- кейсы похожих проектов и таких же компаний,
- подтверждение экспертизы и ресурсов у компании для выполнения задачи,
- состав продукта, закрывающий все параметры проблемы клиента,
- прозрачность и доступность информации,
- выстроенные процессы и дорожная карта реализации сервиса,
- технологии автоматизации и подтверждение их эффективности,
- команда, роли и экспертиза,
- расчет экономической целесообразности,
- KPI услуги,
- гарантии качества, сроков и безопасности,
- ответственность по договору,
- цена.
Далее, получили предложения всех конкурентов и оценили их воронку продаж, материалы, сайты, экспертизу сотрудников, то есть весь путь клиента по всем выявленным на этапе CustDev параметров выбора. В итоге получилась большая таблица сравнения конкурентов в общей сложности по 93 параметрам. Таблица наглядно показала, где слабые места воронки продаж и маркетинга, и что именно нужно изменить.
Важно: Также провели закупку услуги у самой компании-заказчика. Так получилось сравнить воронку продаж компании и конкурентов по идентичным показателям объективно.
Управленческие решения:
- Обновили сайт компании с учетом критериев выбора клиентов и УТП конкурентов
- Обновили презентацию компании по аналогии.
- Создали КП с указанием кейсов, подтверждения экспертизы и внедрили расчет экономической эффективности, разных тарифов и встроили видео с отзывами компаний из аналогичной отрасли.
- Выделили во всех коммуникациях УТП в готовности отвечать за безопасность и сохранность, а также нести штрафные санкции при инцидентах.
Как изменились метрики проекта спустя 6 месяцев после реализованных изменений:
- Доля рынка: скорректировалась в меньшую сторону, так как реальный размер рынка оказался значительно выше, чем первоначально принято в компании (с 40% до 11%). Но эти 11% — это позитивная информация, которая свидетельствует о потенциале роста.
- Потенциальная клиентская база: увеличилась с 2130 до 6280 компаний.
- Активная клиентская база: +23%.
- Коммерческий трафик сайта: +18%. SEO не дает быстрого эффекта, но в данном случае 18% — это признак позитивной динамики и значимости дальнейшей работы.
- Конверсия из просмотра в запросы: было 0,5% — стало 6,8%.
- Конверсия продаж: было 13%, стало 37%.
- Общая выручка: +21%.
Самое главное даже не изменение метрик, а становление системы мониторинга ключевых показателей, влияющих на выручку компании, на основе точных данных о рынке, критериях выбора клиентов и предложениях конкурентов. Дальше маркетинг и продажи заказчика работают с этим, как с приборной панелью в авто, то есть постоянно отслеживают изменения и реагируют своевременно.