КВТ 13 ноября 2024

5 инструментов ИИ для таможенного оформления и логистики

Некоторые неочевидные задачи в таможенном оформлении и логистике можно решить силами искусственного интеллекта

Юлия Шлeнская
Президент таможенно-логистического оператора КВТ Сервис

Юлия Шлёнская — партнер образовательного проекта «Корпоративный онлайн университет», а также ВЭД-проекта «Сбер Корус», постоянный спикер профильной логистической конференции «ВЭД. Таможня. Логистика», узкоотраслевых мероприятий. Кроме этого – эксперт РБК.Pro, «Коммерсанта» и «Ведомостей», автор колонок в журналах «Секрет Фирмы», «Сноб». Владелица и соавтор популярного телеграм-канала «Завтрак с таможней».

В наши дни возможности искусственного интеллекта меняют рабочие процессы в каждой отрасли. Международная логистика не осталась в стороне и подхватывает общие тенденции. Какие инструменты, предоставляемые искусственным интеллектом, уже сегодня могут использовать и используют специалисты, занятые в логистике и таможенном оформлении? 

Есть банальные задачи, с которыми помогает справляться цифровизация. Например, сайт любой транспортно-экспедиционной компании предлагает автоматический расчет доставки, исходя из данных о весе, объеме груза, месте забора и точки доставки. Или можно подсчитать пошлины, указав код ТН ВЭД товара. Но есть и более оригинальные задачи, для решения которых некоторые компании уже начинают использовать возможности искусственного интеллекта.

  1. Например, ИИ может «разобрать» массив текста в таблицу с заданными значениями полей. Удобно для структуризации информации о товарах, наименованиях, артикулах, количестве, если они передаются в компанию в неудобном формате.
  2. Другая область применения — для чертежей оборудования, сложных систем можно пользоваться ИИ для проставления данных на этих чертежах. Это могут быть названия деталей, узлов, размеры. Конечно, заранее эти данные должны быть где-то обозначены, чтобы ИИ знал, откуда их брать. Такая документация передается при таможенном оформлении таможенному органу.
  3. ИИ позволяет определить код ТН ВЭД товара, необходимый для декларирования в таможенных органах. Пока он делает это недостаточно корректно, упуская из виду принципиальные детали, влияющие на определение классификации. Тем не менее, этого пока еще грубого инструмента бывает достаточно для, допустим, первичной консультации клиента. Впоследствии код все же будет подбираться декларантом компании вручную. 
  4. Другая задача, которую можно поручить ИИ, это описание товаров по фото. Описание пригодится не только для заполнения карточек на маркетплейсах, но и для заполнения соответствующей графы декларации на товар, которая подается таможенным органам. Когда фотографий товара сотни, помощь ИИ будет неоценима. Даже если потом кое-что придется перепроверить и скорректировать вручную. 
  5. Еще одна вещь, которую будет полезно взять на вооружение любому бизнесу, применяющему в общении с клиентами скрипты, это анализ звонков и переписок на степень соответствия заданному скрипту. Так, одна нейросеть переводит записанный разговор в текстовый формат, а другая сравнивает полученный текст с заданным скриптом (в Chat GPT, Yandex GPT, Giga Chat). Причем эта связка уже встроена в обновленный Битрикс24 с ИИ.

Вероятно, в очень недалеком будущем мы откроем для себя дополнительные области, в которых часть задач можно будет отдать на откуп искусственному интеллекту. Однако мы бы не рискнули и не советовали никому доверять ИИ те задачи и операции, которые имеют юридически значимое значение.