Что ожидать в финансовом смарт-контроле в ближайшем будущем
О значении проекта Минфина РФ по созданию единой цифровой среды для организаций, получающих бюджетные ассигнования и о приоритетах финансового смарт-контроля
Ведущий консультант-аналитик в ИТ-сфере, зам. директора Центра стратегической интеграции университета, преподаватель на программах бакалавриата, магистратуры, MBA, Executive MBA
Два года назад стартовал проект Минфина России по созданию единой цифровой среды для эффективной реализации функций сбора и обработки данных о деятельности организаций, получающих бюджетные ассигнования.
Для компаний, которые реализуют проекты за бюджетные средства, это ближайшей перспективе означает более глубокий анализ их деятельности с помощью цифровых технологий. Прежде всего речь идет о сборе финансовой информации из различных государственных информационных систем, в том числе ГИИС «Электронный бюджет». А у участников пилотного проекта планируют скоро начать собирать данные напрямую из их корпоративных учетных систем (ERP и пр.).
В перспективе возможен сбор и анализ нефинансовой, косвенной информации о функционировании организации из общедоступных Интернет-источников. В данном случае ими могут быть как официальные сайты объектов контроля, социальные сети, форумы, ресурсы СМИ.
Зарубежная практика демонстрирует рост интереса государственных органов к технологиям сбора и анализа подобной информации. Китай, например, давно апробирует такие решения в рамках мониторинга и контроля деятельности коммерческих и некоммерческих структур. И даже пошли дальше — собираются анализировать вторичную информацию, которая содержится в независимых статистических и аналитических исследований.
В России к 2027 году планируется оцифровать процессы базового и расширенного казначейского сопровождения организаций, которые исполняют крупные государственные контракты или за бюджетные средства реализуют, например, масштабные инфраструктурные проекты. В планах развития государственного финансового контроля есть задача создания системы анализа информации об объектах контроля. С помощью технологий обработки больших данных и с применением искусственного интеллекта на основе риск-ориентированного подхода будут прогнозироваться риски несоблюдения подконтрольными объектами своих финансовых обязательств. Это тоже соответствует текущим мировым тенденциям. Аналогичные проекты реализуются в Китае, Сингапуре, Южной Корее, Канаде, Бразилии и т.д.
Но здесь возникает ряд опасений. Какие данные будут собираться и из каких источников? Только ли из официальных? Или органы власти пойдут дальше, как в Китае и Сингапуре, будут собирать данные, в том числе и из открытых источников. Насколько будут прозрачны используемые алгоритмы искусственного интеллекта? Следом возникают вопросы этичности, доверия к такой информации и объективности результатов анализа.
В данной ситуации есть и положительный аспект для бизнеса — это возможность получения персонализированной обратной связи. Предполагается собирать данные о финансовом положении организации в режиме реального времени. Это позволит осуществлять предупреждающий контроллинг, прогнозировать риски, формировать рекомендации по их предотвращению или снижению. То есть создавать среду для продуктивного взаимодействия, а не постфактного контроля и наказания. Если таким образом будут расставлены акценты в создаваемой системе, то можно ожидать существенного снижения количества и качества нарушений.
Следуя другой тенденции — внедрению ботов-консультантов (как делается в Бразилии, Южная Кореи и Аргентине), превентивный финансовый контроль оцифровывается и в части организации взаимодействия представителей подконтрольных объектов с аудиторами и контролерами. Начиная с коммуникаций по вопросам предоставления отчетной информации, до реализации консультаций по вопросам снижения финансовых рисков. Однако кажется важным учесть опыт государственных и бизнес-структур по созданию действительно полезных ботов, которые смогут квалифицированно помочь.