ООО «УК ЙЕС» 5 декабря 2025

Экономика апарт-отеля: структура затрат и методы оптимизации расходов

Коммерческий директор сети апарт-отелей YES Мария Дергак объясняет, из чего складываются расходы апарт-отеля и какие механизмы позволяют оптимизировать затраты

Мария Дергак
Коммерческий директор сети апарт-отелей YES

Эксперт с 23-летним опытом в гостиничной и ресторанной индустрии. Мария присоединилась к команде YES в 2022 году

Экономика апарт-отеля выглядит сложной только на первый взгляд. На самом деле, ее структура достаточно логична. По сути, это баланс между ежедневной операционной эффективностью и долгосрочными обязательствами. Большая часть бюджета, в первую очередь, расходуется на выплаты собственникам апартаментов, обеспечивая их гарантированную доходность. В то же время, значительная часть затрат напрямую связана с обеспечением фонда оплаты труда персонала и поддержанием эффективной работы операционных процессов.

Операционная деятельность: ключевые статьи

Внутри операционной деятельности основная часть бюджета распределяется по двум направлениям. Первое — это содержание апарт-отеля как комплекса в целом. Сюда входят коммунальные услуги, фонд оплаты труда сотрудников управляющей компании и услуги подрядчиков, отвечающих за уборку, инженерное обслуживание и эксплуатацию. Второе направление — расходы по арендной деятельности. Основная нагрузка здесь приходится на подготовку номерного фонда: клининг, прачечное обслуживание, снабжение расходными материалами. В этой же статье формируются расходы на комиссии систем онлайн — бронирования. Все вышеперечисленные статьи являются «ядром» операционных расходов. Отдельным блоком формируется статья по содержанию общего имущества (СОИ). Она включает в себя затраты на обслуживание прилегающей территории, мест общего пользования внутри комплекса и паркинга. При калькуляции этой статьи используется расчетный метод, согласно которому затраты распределяются пропорционально площади, находящейся в собственности.

Расходные материалы: оптимизация без потери качества

Существенную роль в операционной экономике апарт-отеля играет работа с расходными материалами. В эту категорию входят гигиенические наборы (бритвенные и зубные наборы, шапочки для душа, одноразовые тапочки, гель для душа, шампунь), текстиль (постельное белье, полотенца, халаты), бумажная продукция и туалетные принадлежности — все то, что обеспечивает базовый уровень комфорта в номере. Чтобы оптимизировать затраты без потери качества, можно использовать тендерный подход и постоянный мониторинг рынка. Дополнительно, если позволяет масштаб компании, есть возможность получать более выгодные условия за счет больших объемов закупок, сохраняя при этом стандарты.

Техническое обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание и ремонты — еще один важный блок. Планирование бюджета по этому направлению начинается с регулярных аудитов состояния комплекса, по итогам которых формируется перечень необходимых работ и их стоимость. Для капитального ремонта, замены оборудования, а также в случае непредвиденных и дорогостоящих поломок может существовать отдельный лицевой счет: он позволяет оперативно реагировать и покрывать затраты. Содержание номерного фонда в управлении находится в зоне ответственности управляющей компании и расходы на текущие ремонтные работы для поддержания апартаментов в надлежащем состоянии уже заложены в ее вознаграждение.

Роль персонала: зависимость ФОТ от загрузки

Персонал — одна из ключевых составляющих операционных затрат. В апарт-отеле нет «лишних» и «неважных» позиций: сотрудники ресепшена, инженерно-техническая служба, охрана, коммерческая служба, служба сервиса и, конечно, управляющий — каждый выполняет значительную роль в общем деле обеспечения комфорта гостям и собственникам. Можно утверждать, что фонд оплаты труда напрямую зависит от загрузки: чем выше спрос, тем больше требуется ресурсов: от объема работ (например, уборка) до количества персонала на отдельных функциях и мотивационных выплат.

Маркетинговая модель: OTA и гибкое распределение бюджета

Говоря о расходах на бронирование и дистрибуцию, хочется выделить системы онлайн-бронирования (OTA). Это один из основных инструментов, обеспечивающий быстрое заполнение номерного фонда. Стандартная комиссия OTA составляет 15-20%. Однако в отдельных случаях, например, при использовании дополнительных возможностей для продвижения, их комиссия может достигать 30%. На мой взгляд, в данном ключе важно не полностью отказаться от OTA, а научиться управлять этой зависимостью. Для этого необходимо развивать свою программу лояльности. Гости, бронирующие напрямую, получают скидки, выгодные предложения и дополнительные опции, такие как поздний выезд или welcome-набор. Все сэкономленные на комиссиях OTA средства можно перераспределить на другие каналы: сайт, SEO, контекстную рекламу или email-маркетинг. Это создает положительную петлю: больше прямых бронирований — больше средств на продвижение — еще больше прямых бронирований. На практике важно использовать гибкий подход к бюджетированию, который, в свою очередь, зависит от сезона и целей. Общий маркетинговый бюджет, включая зарплаты маркетологов, производство контента и рекламу, составляет около 8-12% от валового оборота. В то же время чистые рекламные расходы (оплата OTA, контекстная реклама, SEO, SMM) — 5-7%. Однако это не фиксированный процент. Используя модель CPA (Cost Per Action), можно определить, сколько максимально компания готова заплатить за одно бронирование. Такой подход позволяет гибко перераспределять бюджет. Если канал приносит бронирования по целевой CPA, следует увеличить его финансирование, если нет — урезать.

Основные каналы продвижения

Оценивая эффективность каналов продвижения, в первую очередь стоит ориентироваться на показатели ROI (окупаемость инвестиций) и CPL (стоимость привлеченного лида). Формируется так называемая воронка, где каждый элемент решает свою задачу. С точки зрения быстрых продаж наиболее эффективны OTA и контекстная реклама, которые нацелены на «горячий» спрос, обеспечивая большой поток бронирований. Также контекст дает высокую конверсию, однако он требует тонкой настройки и постоянного контроля, так как стоимость клика может быть высокой. Самыми рентабельными являются SEO (поисковая оптимизация), email-маркетинг и CRM-рассылки. Они нацелены на долгосрочную перспективу. После первоначальных вложений SEO годами привлекает органический трафик практически с нулевой стоимостью за клик. Однако результаты требуют времени (6-12 месяцев), системного развития контента и улучшения технического качества сайта. Email-маркетинг и CRM-рассылки предназначены для работы с лояльной аудиторией. Важно стимулировать повторные бронирования, напоминать о себе гостям, которые уже останавливались у вас, и предлагать им персональные скидки. Показатель ROI здесь зачастую самый высокий. Для формирования спроса и лояльности наиболее эффективными являются социальные сети или SMM (Telegram, VK и др.). Этот канал выступает фундаментом для построения доверия с аудиторией и формирования будущего спроса. Демонстрируя атмосферу, показывая реальные отзывы, создается эмоциональная связь с гостями, которые вспомнят об отеле, когда будут планировать поездку. Таким образом, SMM и SEO работают на верх воронки (привлечение и информирование), контекстная реклама и OTA — на середину и низ (конверсия), а email — маркетинг работает с лояльной базой, которая приносит максимальную прибыль.

Как меняются расходы: рост цен, новые статьи бюджета и что сложнее всего контролировать

В структуре затрат есть статьи, чувствительные к внешним факторам. Среди самых «неуправляемых» можно выделить налоговую нагрузку, от которой зависит не только управляющая компания, но и персонал на аутсорсе, стоимость инженерных запчастей, подверженная валютным колебаниям, и фонд оплаты труда, на который влияет рынок и дефицит квалифицированных специалистов.

Тем не менее, за последние годы появились новые статьи бюджета — прежде всего расходы на кибербезопасность и IT-инфраструктуру. Однако основная структура затрат существенно не изменилась. Более того, наблюдается значительное подорожание уже традиционного перечня расходов: ФОТ, услуги клининга и прачечной, техническое обслуживание, запчасти, техника и оборудование. Это требует системного подхода к оптимизации расходов.

На мой взгляд, экономика апарт-отеля остается комплексной, но ее логика неизменна: устойчивость бизнеса обеспечивается эффективным управлением затратами. Чем точнее выстроены процессы, тем стабильнее работает объект. В современных условиях эти элементы становятся конкурентным преимуществом.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше