Рыба и «цифра»: цифровизация рыбной отрасли глазами бизнеса и государства

Государство уделяет все большее внимание процессам «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса. Но готов ли к этому бизнес

Юлия Беликова
Генеральный директор ООО «Мой Фиш Плейс», глава рабочей группы по цифровой трансформации рыбной отрасли Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморского края

Создатель и совладелец онлайн платформы для оптовой торговли рыбной продукцией fishplace.ru. Руководитель рыбодобывающей компании «Тройка». Председатель Союза экспортеров Приморского края

Рекорды и проблемы

Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова, что составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных 5,3 млн тонн. Однако отрасль развивается в сложных условиях «идеального шторма». Затраты на содержание флота растут, а уход с международных рынков ужесточает конкуренцию. В результате промысловики вынуждены снижать отпускные цены и экономить на модернизации судов. Показательно, что сегодня в Дальневосточном бассейне уже 90 % судов используются с превышением нормативных сроков эксплуатации.

Рыба и «цифра»: цифровизация рыбной отрасли глазами бизнеса и государства
Источник: Восточный центр государственного планирования (Востокгосплан)

Одним из путей преодоления сложившихся проблем может стать всеохватная цифровизация рыбного хозяйства. Примером здесь является Китай, который в 2012-2020 годах благодаря цифровым технологиям превратился из крупнейшего нетто-экспортера ВБР в главного переработчика и нетто-импортера.

Рыба и «цифра»: цифровизация рыбной отрасли глазами бизнеса и государства
Китай — один из мировых лидеров в сфере цифровизации рыбного хозяйства

 Важно, что российское правительство понимает необходимость цифровизации и интегрирует IT-технологии в отрасль. Однако государство рассматривает «цифру» как инструмент «обеления» рыбного сектора, который традиционно является одной из самых «серых» сфер российской экономики. Показательно, что в ноябре 2023 года правительство приняло «Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегическое направление»), которое определяет такие задачи цифровизации как «сокращение теневого оборота продукции» и «обеспечение полноты и достоверности отраслевых данных Минсельхоза и Росрыболовства». Согласно документу, правительство видит хозяйствующих субъектов рыбохозяйственного комплекса в числе участников цифровой трансформации, а к числу индикаторов внедрения цифровых технологий отнесены такие параметры как доля зарегистрированных на единой цифровой платформе рыболовных компаний и количество имеющих цифровой профиль рыбопроизводителей. Очевидно, что в достижении целевых показателей «Стратегического направления» регулятор будет требовать от хозяйствующих субъектов внедрять IT-технологии в производственные процессы.

«Цифра» глазами бизнеса и правительства

Однако предпринимательское сообщество по-прежнему не придает должного внимания столь важному для отрасли нормативному акту. Возникает резонный вопрос — готов ли бизнес работать с «цифрой»? По состоянию на сегодняшний день скорее нет, чем да. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. В отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объемах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.

Вместе с тем, правительство не опирается на мнение бизнеса как на решающий фактор при внедрении цифровых технологий. Регулятор действует вполне оправданно и рационально, ориентируясь на «обеление» рыбного рынка и уже внедрив в рыбохозяйственный сектор ряд цифровых инструментов. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов, которые по большей части облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства и заставляя бизнес выходить «из тени».

Рыба и «цифра»: цифровизация рыбной отрасли глазами бизнеса и государства
Правительство уже внедрило в рыбную отрасль ряд цифровых инструментов

Понять, принять, внедрить

Вводимые правительством новшества ожидаемо вызывают недовольство и критику со стороны архаичных участников рынка. Однако бизнесу стоит осознать факт его нахождения в системе российского права и неизбежность процессов цифровизации, приняв новые правила игры. Более того, свыкнувшись с «цифрой», хозяйствующие субъекты имеют возможность не ограничиваться лишь требованиями государства, и начать использовать IT-технологии в свою пользу. Взглянув на «цифру» чуть шире, чем того требует правительство, производители получают возможность выйти на неограниченные рынки сбыта, избежав нынешней «диктатуры покупателя» и формируя предложение по подходящей для массового потребителя цене. Столь кардинальные изменения возможны за счет регистрации на своего рода «рыбных маркетплейсах», одним из примеров которого является уже функционирующий fishplace.ru. Использование современных интернет-сервисов, с одной стороны, позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от навязанных постоянным покупателем цен. С другой стороны, внедрение IT-технологий обеспечит прозрачность транзакций и дистанционный учет складских остатков, что соответствует интересам государственного регулятора.

Таким образом, рано или поздно правительство обеспечит полный переход рыбохозяйственного сектора в цифровое поле. Исходя из «Стратегического направления», сроком завершения данного процесса представляется 2030 год. Противящиеся новым реалиям производители, которые продолжат опираться на архаичные инструменты учета и оборота продукции, если и смогут вести свою деятельность, то будут сталкиваться с постоянными штрафными санкциями. Однако уже сегодня бизнес имеет возможность выгодно использовать обозначенный государством тренд на цифровизацию, внедряя современные технологии не только для отчетности перед регулятором, но и для выхода на новые рынки и повышения объемов продаж.