Менторинг как инструмент трансформации: что вдохновляет помогать другим
Чем бизнес-менторинг отличается от наставничества в корпоративной среде и как найти баланс между карьерой и помощью другим — делится ментор Юлия Грошева
Эксперт во внедрении корпоративных бизнес-систем, стратегических вопросах развития бизнеса, операционной эффективности бэк-офисных процессов, в т.ч. создании международных единых центров обслуживания.
Чем успешнее и крупнее становится бизнес, тем больше возникает вызовов. И более востребованным инструментом становится менторинг. Для компаний это способ избежать ненужных ошибок, а для менторов — возможность поддержать тех, кто стремится к росту и развитию. О способности передавать опыт и знания, помощи в принятии ключевых решений и миссии менторинга рассказывает опытный ментор топ-менеджеров и предпринимателей, резидент Клуба Менторов Юлия Грошева.
Как вы начали свой путь в качестве ментора?
Со мной это случилось естественно и очень органично. В моей основной деятельности всегда была часть, связанная с менторингом в той или иной форме. Мы создавали с нуля инновационные направления, покупали и интегрировали бизнесы на международной арене, собирали профессиональные команды на новых рынках, растили кадровый резерв, поддерживали начинающих руководителей — подопечным бизнесам и людям в них нужна была поддержка, опора и советы. Однако советы в форме советов не слишком результативны. Преимущество менторинга и наставничества в том, что они менее навязчивы. Менти находятся в более комфортном положении, а ментор точно не присвоит себе результаты труда подопечного.
Так за годы в корпорациях я нарастила экспертизу в общении, передаче знаний и создании комфортной атмосферы, в том числе психологической. Однако раньше, когда вне основной работы ко мне приходили с запросом на наставничество или консалтинг, на это просто не было времени. А пару лет назад меня настиг кризис среднего возраста — я начала искать для себя новые смыслы, ощутила острую потребность в диверсификации своих активностей и желание уделять время адресной поддержке других людей. Постепенно я перестала отказывать в помощи тем, кому меня рекомендовали.
Сложно ли совмещать работу в корпорациях и менторинг?
Не сложнее, чем совмещать работу и любую волонтерскую деятельность в свободное время. Кто-то посмотрит лишний фильм, а для меня по интересу с этим сопоставима встреча с менти, к тому же вызывает больше позитивных эмоций.
Вы обучались где-то менторингу или плавно перешли в него с основной работы?
Чтобы моя помощь была эффективной, я решила пройти обучение в каком-нибудь проверенном месте с уважаемыми людьми. И выбрала курс стратегического менторинга Дмитрия Волошина.
Считаю, это было судьбоносное решение, так как в Клубе Менторов я нашла сообщество единомышленников с похожими взглядами и философскими изысканиями. Кроме того, в Клубе всегда можно найти опытных практикующих экспертов и поддержку в любых вопросах.
Менторская деятельность сразу стала полезным дополнением к моей корпоративной жизни. Она прокачивает насмотренность и дает доступ к огромному количеству экспертов. Многие сложные задачи решаются гораздо быстрее и проще благодаря связям из мира менторинга.
Часто с запросами на менторинг приходят предприниматели, которым нужна не только помощь в деловой сфере, но и более глубокая поддержка в вопросах целеполагания и саморазвития. Есть ли у вас психологическое или коучинговое образование?
Нет, у меня есть только моя эмпатия и желание сделать так, чтобы всем было хорошо. Я исхожу из принципа, что с людьми нужно обращаться так же, как ты бы хотел, чтобы обращались с тобой. Некоторые считают, что это не совсем правильная позиция, ведь все мы разные, и что хорошо для одного, плохо для другого. Но мой подход таков, и пока он хорошо работает, я его придерживаюсь.
«Менторинг» и «наставничество» часто путают. Как в вашей практике разделяются эти понятия?
Да, это действительно близкие понятия. Но наставник принимает на себя больше ответственности, подразумевается, что это некий «человек сверху». А менторинг — партнерский формат, в большей степени поддерживающая функция. Ментор находится за кадром, а контроль за результатом лежит на менти. Именно менти решает, какие советы и рекомендации применять, какие нет, а какие модифицировать исходя из текущих приоритетов или меняющегося фокуса.
Есть мнение, что менторинг и наставничество различаются еще и тем, что наставничество — формат безвозмездный, а менторинг строится на платной основе. Что вы об этом думаете?
Для меня это изначально не было источником заработка. Менторинг важен как социальная функция, как возможность получить признание и реализовать свои благотворительные инициативы. С одной стороны, действительно плохо оказывать услуги бесплатно, в этом случае они обесцениваются. Но я нашла для себя комфортный формат — оплата может идти в любые благотворительные фонды по выбору менти.
Также я могу работать на бесплатной основе, если понимаю, что это социальный бизнес и ему нужна моя помощь. Например, у меня есть подопечная — основательница детского центра «Лисаба» в Екатеринбурге с методикой помощи в реабилитации и адаптации детей с нейропсихологическими особенностями. Мы работаем над упаковкой ее бизнеса в франшизную модель, чтобы проект смог выйти на здоровую прибыльность и прийти к реплицируемой франшизе. Это классная инициатива, я хочу, чтобы она двигалась дальше и в регионах появлялось больше таких центров.
Чтобы масштабировать такого рода проект, нужна большая экспертиза в юридической и финансовой сферах. Опыт работы в корпорациях помогает вам как ментору?
Этот опыт как раз и повлиял на то, что я в какой-то момент стала ментором. Ко мне обращались по рекомендациям из моих корпоративных проектов. Например, кому-то нужно сделать глобальную реструктуризацию юридической или операционной структуры группы, выйти на безубыточность, внедрить LTI, единую учетную или HR систему или адаптировать все процессы при выходе на экзотические рынки. Как это сделать так, чтобы все не развалилось? Обратиться к тому, кто уже прошел этот путь и знает, как обойти острые углы. С такими запросами ко мне и стали приходить.
Дальше я уже расширялась в сторону более компактных бизнесов, где еще нет системы процессов, которые нуждаются в жесткой оптимизации. И здесь мой опыт пригождается проектам на стадии роста, которые перерастают имеющиеся процессы и нуждаются в новых. Из работы с корпорациями я вынесла бесценный опыт, который можно перенести куда угодно: навык сбора, настройки и бизнес-ориентирования команд, решение различных кросс-функциональных проблем и конфликтов. И моя насмотренность в этой сфере востребована с точки зрения экспертизы, в которой нуждаются менти.
Кто чаще к вам приходит: предприниматели или топ-менеджеры? С какими запросами?
В последнее время чаще приходят топ-менеджеры, потому что у них, как правило, запросы на решение конкретных, осязаемых проблем. Они обращаются в таких случаях, как стремительный карьерный рост, интеграция в новый коллектив, сложные проекты. В среднем за пять консультаций мы успеваем проработать все вопросы. Здесь не требуется перманентный менторинг, в отличие от стратегического менторинга предпринимателей, у которых стоят задачи по масштабированию, глобальной трансформации или оптимизации своих процессов при бурном росте или, наоборот, стагнации в бизнесе. Также много случаев, когда предприниматели сами приводят ко мне своих топов с посылом: «Юлия делала то же самое, что предстоит тебе. Иди, пусть она тебя поменторит, чтобы и тебе было спокойнее, и нам».
А с какими запросами чаще обращаются предприниматели?
Как правило, запросы предпринимателей так или иначе связаны с операционной эффективностью. Это актуально и тем, кто быстро растет, и тем, у кого есть необходимость разобраться с проблемой стагнации или убыточности. Результатом нашего сотрудничества может быть и выход компании из убыточности на безубыточность, и повышение рентабельности по прибыли, и увеличение показателя прибыли на человека. Некоторые, например, думают, что внедрение автоматизированной системы поможет сократить персонал. Но такое случается далеко не всегда, потому что с внедрением автоматизации люди, с одной стороны, действительно перестают делать простые механические вещи, но, с другой стороны, они должны поддерживать эту систему. Получается, что процессы стали прозрачнее и понятнее, при этом людей осталось примерно столько же — их качество и компетенции сменились, а их стоимость может даже вырасти. Но такие проекты важны для масштабирования компании.
И здесь я могу упомянуть пару проектов, которые считаю значимыми. Это организация центра международного финансово-учетного обслуживания полного цикла для более чем 20 юрлиц с 4 континентов в ABBYY и выстраивание бизнес-ориентированного бэк-офиса в Voximplant, где пришлось также приложить много сил и изобретательности для адаптации российских и международных процессов сначала под условия пандемии, а потом под СВО и санкции.
Есть какая-то принципиальная разница в подходах, в мышлении, в установках у предпринимателей и топ-менеджеров?
Разница есть, да. У предпринимателей и топов разные цели и разный взгляд на риски. Предпринимателей чаще всего интересует поддержка при запуске новых направлений или существенных трансформациях. Им часто не хватает свежих идей и взгляда со стороны. А у топ-менеджеров фокус в основном на развитии лидерских качеств, управлении изменениями и повышении эффективности. Предпринимателям я помогаю растить бизнес, а топ-менеджерам — расти в экспертизе.
У предпринимателей действительно более высокие риски, ведь это их бизнес. И здесь от ментора требуется поддержка в этой нестабильной среде: да, есть риски, но их можно таким образом обойти, компенсировать или иногда переложить на специализированные организации. А топ-менеджеры работают в уже в сложившейся системе и делят риски с руководством. Поясню: часто топ-менеджеры не могут приподняться над ситуацией и не понимают, почему собственники бизнеса требуют от них чего-то рискованного или, наоборот, что-то им запрещают. И тут я выступаю как медиатор, помогая оценить риски, определить комфортный уровень их принятия и аргументировать позицию. Я, как третья сторона, могу подсветить разные варианты интерпретации ожиданий владельцев бизнеса от их топ-менеджеров, и наоборот. То есть и запрос от предпринимателей, и запрос от топ-менеджеров часто связан с просьбой помочь понять друг друга. С точки зрения принятия рисков у меня получается объяснить разницу в подходах, которая влияет на коммуникацию и на целеполагание и часто вызывает проблемы.
Разница в подходах к менти с разными ролями в компании понятна. А есть ли разница между работой с мужчинами и с женщинами?
Меня радует, что в женском предпринимательстве в целом нет чего-то такого, что я могла бы выделить как гендерное различие. Единственное, девушкам чуть сложнее соблюдать баланс «работа — семья». Но так как ко мне приходят опытные предпринимательницы и топ-менеджеры, сложностей с тем, чтобы балансировать между этими сферами, у них нет. Из отличий еще можно отметить, что мужчин характеризует более системный подход к работе с ментором, они обычно настроены на долгосрочное взаимодействие, в то время как девушки ставят более конкретные задачи, которые в среднем за 3–5 встреч удается решить.
Больше половины моих менти — девушки. Полагаю, что нам проще установить атмосферу поддержки и доверия. Все-таки есть некоторая гендерная специфика в достижении карьерных и бизнесовых целей, и ментор-мужчина может просто не знать обо всех подводных камнях. Возможно, это также связано с тем, что девушкам ближе социальное предпринимательство, а я в большей степени предпочитаю такие проекты.
Какие метрики вы применяете, чтобы оценить свою работу? Как определить, что вы с менти на правильном пути?
Для меня очень важный показатель, если менти хочет новую встречу — это значит, что предыдущая точно была полезна. Приятно, когда менти уходит со встречи окрыленный уверенностью: то, что он считал проблемой, на самом деле преодолимо, так как мы совместно придумали элегантное решение. И конечно, основной критерий — это достижение результата по тем вопросам, с которыми ко мне обратились, или решение проблем, которые мы вместе выявили.
Иногда я инвестирую собственные средства в проекты, с которыми работаю, и капитализация становится достаточно прозрачной оценкой пользы от этого партнерства.
Как вы выбираете проекты?
Если я соглашаюсь на работу с менти, значит, я в них верю как в людей, несущих нечто важное и ценное. И то время, которое они выиграли от того, что я им помогла, они смогут потратить на что-то полезное для общества. Желание и умение перенимать опыт и обращаться за экспертизой — это важный навык в современном мире. Это дает фору, помогает захватывать ниши и обгонять конкурентов, которые будут пытаться изобрести велосипед там, где я могу подсказать оптимальный безопасный маршрут.
И чем больше будет позитивных случаев менторинга, где менти довольны, тем больше они будут рассказывать, как хорошо, когда тебе помогает ментор. Это будет способствовать оздоровлению бизнеса, его участников, высвобождая им время на новые свершения.
А если компания хочет масштабироваться сейчас, в преддверии 2025 года, на какие тренды стоит обратить внимание?
Все зависит от того, куда компания хочет масштабироваться и какой у нее продукт. Если амбиции направлены на международный рынок, то, с учетом известных ограничений, там много и возможностей. Например, много перспектив в СНГ, в арабских странах, которые с удовольствием принимают российские бизнесы из разных индустриальных доменов. Наши стартапы ценят за то, что они клиентоориентированы и могут конкурировать с точки зрения сервиса и тех процессов, которые окружают саму продажу.
Также с точки зрения масштабирования мне нравится стратегия партнерских продаж, которая часто недооценена. Это происходит из-за того, что бизнесу кажется: если мы сами выросли на этом рынке, то повторим этот опыт и на новом. Но это гораздо проще делать, если найти компанию-дистрибьютора, которая поможет начать продвигаться на новом рынке. По опыту, один из ключевых факторов успеха — это своевременный скоринг рынков для принятия взвешенного решения. Ничего феноменального в технологии скоринга нет, это можно сделать без больших затрат. Здесь подключается магия менторинга: чтобы не тратить впустую ресурсы, можно обратиться к ментору, который либо сам подскажет лазейки и тропки исходя из своего опыта, либо порекомендует людей из своего экспертного круга, которые точно дадут правильные рекомендации.
Какие у вас планы на следующий год? Есть ли у вас как у ментора внутренняя миссия?
В рамках своей менторской активности совместно с командой единомышленников я надеюсь уже в 2025 году запустить IT-проект, нацеленный на популяризацию менторинга и предоставление удобной среды для взаимной поддержки по профессиональным вопросам для специалистов и экспертов всех уровней. Для того чтобы люди коммуницировали с теми, кто готов помогать. Это взаимовыгодное сотрудничество. У людей, которые делятся своей экспертизой, укрепляется уверенность в себе, а потребители этой экспертизы экономят время на задачах, которые для них важны.
Чем больше людей получат позитивный опыт работы с ментором, тем эффективнее будет использоваться время представителей бизнес-сообщества и больше полезных, здоровых бизнесов будет усиливать нашу экономику. В этой помощи и есть моя миссия.