Как прокачать себя с помощью личного бренда
IT предприниматель Дмитрий Захарьев объяснил, почему стоит возрождать традиции личного брендинга
Предприниматель, технический маркетолог, а также учредитель веб-лаборатории по разработке и продвижению корпоративных сайтов для среднего бизнеса СОФТФОРМУЛА
Быть первопроходцем — непростая и ответственная, но очень интересная задача. Дмитрий Захарьев это точно знает.
Дмитрий рассказал о своем пути предпринимателя и объяснил, почему персональный бренд для бизнесмена — выгодная инвестиция.
Сейчас высокие технологии — тренд. А вот раньше все хотели быть милиционерами или космонавтами. Почему выбрали не самое популярное направление?
Я тоже хотел быть космонавтом, перечитал все фантастические книжки и постоянно играл с друзьями в отважных покорителей космоса. Но с другой стороны была моя семья. Папа работал в Ленинградском институте авиационного приборостроения (прим. сейчас Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения), в 1986 году он с нуля собрал первый персональный компьютер. Отец часто брал меня с собой на работу. Так что высокие технологии окружали меня с детства. В школьные годы я изучал языки программирования, писал свои программы и пользовался ими на собранном папой компьютере.
Дмитрий Захарьев: «Мне всегда нравилось генерировать идеи, изучать и исследовать новое: тренды, технологии, подходы, чтобы потом на основе приобретенных знаний делать что-то свое, новаторское и эффективное»
После 8 класса поступил в профильный класс по направлению информатики, математики и физики при ЛИАП. Затем окончил и сам институт, учился на кафедре операционных систем, комплексов, сетей и баз данных. Уже тогда мы изучали азы, на которых сейчас строятся все нейросети.
Вы были прилежным учеником?
Скорее, пытливым и целеустремленным. Когда пришел после обычной школы в экспериментальный класс под руководством знаменитого педагога Анатолия Арсеньевича Окунева, сначала учился на единицы и радовался двойкам. Но за три года смог подтянуть уровень и сдал все экзамены на «отлично».
Дмитрий Захарьев: «Я очень люблю трудности. Они бросают мне вызов, и я стремлюсь всеми силами его преодолеть. Это мой драйвер по жизни и главная мотивация. Наверное поэтому я люблю стартапы. Они тот самый вызов, который меня заряжает»
А если вызов не удалось преодолеть? Как относитесь к поражениям?
Спокойно, поскольку для меня первостепенным является процесс. Необязательно всегда и во всем добиваться успеха. Важно делать то, что нравится, получать опыт и делиться им с теми, кому он может помочь.
С чего начался ваш путь предпринимателя?
В начале 90-х годов я торговал на рынке кассетами с программным обеспечением. В какой-то момент понял, что люди часто не берут кассеты, потому что не знают, как ими пользоваться. Тогда я стал делать инструкции ко всем программам: писал и распечатывал брошюры, вкладывал в кассеты. Получалась кассета+брошюра. Очень быстро они стали популярными. У меня покупали лучше, чем у конкурентов, хотя стоимость моих кассет была в пять раз выше.
Дмитрий Захарьев: «Я всегда хотел, чтобы все, что делаю, было нужным, удобным и не вызывало отторжения. Это ориентир, которому я следую как предприниматель. Каждое действие и инструмент рассматриваю с точки зрения восприятия людей. Мне важно понять: принесет ли то или иное решение пользу и будет ли комфортным в применении»
В 1997 году стал активно развиваться интернет. Тогда я уже занимался торговлей цифровой техникой и аксессуарами и предложил компаньонам сделать интернет-магазин, чтобы наша продукция стала доступной и в других городах. Этот магазин я сам «собрал» буквально до последнего «гвоздика», много читал, изучал западный опыт. Я использовал движок, который применяли известные зарубежные бренды, разработал дизайн. Потом нашел системного администратора, который все это установил на локальный сервер. Мой интернет-магазин продавал товары в 2000 городов и на тот момент был крупнейшим в России. К тому же, мы первыми в стране внедрили практику оплаты товара при получении. Эта инициатива была своевременной и актуальной. Люди, не доверяющие тогда платежным карточкам, хорошо на нее отреагировали, потому что данное решение избавило их от страха быть обманутым.
Какими еще своими проектами гордитесь?
Каждый проект — гордость, потому что я вкладывал в него знания, время, реализовывал идеи, получал опыт. В частности, я одним из первых в России занялся чат-ботами. Я придумал и запустил виртуального менеджера, который отвечал на вопросы клиентов. Чат-бот — очень полезный инструмент. Мы, например, используем его при найме персонала. Робот отсматривает резюме соискателей, классифицирует их по параметрам вакансии. Он способен в сжатые сроки рассмотреть 1000 резюме и выбрать из них три, которые подходят. Это колоссальная экономия времени и человеческих ресурсов.
Дмитрий Захарьев: «У меня хорошо получается подбирать инструменты, которые можно сочетать. Полученная в результате синергия помогает этим инструментам работать в 10 раз эффективнее, чем по отдельности»
Несколько лет назад вы основали PR-агентство «Соломка». Это тоже любимый проект?
Безусловно. Мы с командой занимаемся таким интересным направлением, как личный бренд. Считаю, этот инструмент в десятки раз сильнее и эффективнее любых других маркетинговых решений.
Почему заинтересовались личным брендингом?
Я занимаюсь маркетингом и наблюдаю за всеми изменениями все изменения и тенденции в этой сфере. Заметил, что сейчас все решают не компании, а люди. У аудитории есть острая потребность в эмоциональном отклике, который возможен только при общении с человеком. Поэтому при продвижении бренда компании приходится выкручиваться: искусственно наделять бренд «живыми» чувствами, разрабатывать эмоциональные дизайнерские коды, подключать известных авторитетных личностей для рекламы. Если все делать правильно, эффект будет, но полной естественности и аутентичности никакими приемами не добиться. А можно провести примерно такую же по объему работу, но по развитию личного бренда и получить колоссальную отдачу. Мы все знаем эти примеры: Сергей Галицкий, Илон Маск и т.д. Многие известные бренды носят фамилию основателя: Toyota, Ford, Bosch. Это работает, поскольку персональный бренд наделен всем необходимым изначально: тут есть и визуальная составляющая, и уникальное видение мира, и экспертность. Не надо ничего искусственно создавать — необходимо взять, красиво упаковать и презентовать. Это настолько правильно, что удивляет, почему не все этим пользуются. Тем более есть исторический опыт. Помните, еще в прошлом и позапрошлом веках в России мануфактуры, верфи носили имя основателя. Однако советская власть сделала все общим, и мы утратили эту практику.
Дмитрий Захарьев: «Я хочу возродить традиции. Наши предприниматели вкладывают в развитие своего дела душу, зачастую отдают всего себя. Они достойны того, чтобы о них знали и говорили. Это даст мощный заряд, защитит от выгорания, будет мотивировать и вдохновлять»
Сколько надо времени, чтобы упаковать и развить личный бренд?
Если процесс идет естественным путем, то для этого требуется минимум несколько лет. Но если стартовать с самого начала проекта — разработать стратегию, бренд-платформу, контент-план и потом все это реализовать, то можно многолетнюю историю развития личного бренда сократить до одного года.
Дмитрий Захарьев: «Создание персонального бренда — увлекательный и творческий процесс. Мы объединяем экспертность человека с его личностью. Рассказываем о его видении мира, принципах, отношении к жизни. И уже через это доносим до аудитории ценность самого продукта или бизнеса».
Зачем личный бренд предпринимателю?
Вложение в создание и развитие личного бренда — инвестиции в себя. Это актив, который никто не отнимет. Вы можете продать бизнес и сменить сферу деятельности, но личный бренд останется с вами. Да и потом, занимаясь личным брендом, вы работаете над собой, становитесь лучшей версией себя. Вы обращаете внимание на свой внешний вид и вносите в него коррективы. Работаете над ораторским мастерством, потому что надо выступать на публике. Вам приходится решать многие психологические вопросы: размышлять над тем, куда вы идете, с кем и зачем. Получается, вы и бизнес развиваете, и себя совершенствуете. Личный бренд — очень ценный и многофункциональный инструмент.
Расскажите о ваших планах и целях.
Я не из тех людей, кто ставит перед собой одну цель. У меня много задач. Я гибок и в зависимости от ситуации отдаю приоритет той или другой. Мой главный стратегический план — не отставать от прогресса, постигать новое и делиться знаниями, чтобы делать мир лучше и комфортнее. Для себя и всех тех, кто рядом.
Дмитрий, большое спасибо за интересный и приятный разговор. Удачи Вам во всех проектах и исполнения задуманного.