Партнерство в бизнесе: плюсы, минусы и секреты удачного тандема
Когда стоит открывать бизнес в партнерстве, а когда самостоятельно? Что такое партнерский меморандум и как его составлять? Расскажет Дарья Сарапулова
Предприниматель с многолетним опытом, специалист в области франчайзинга и масштабирования бизнеса, выпускница Сколково, сооснователь крупнейшей сети в недвижимости Zoltor
Плюсами и минусами партнерства в бизнесе, а также секретами успешного тандема поделится Сарапулова Дарья — предприниматель, специалист в области франчайзинга и масштабирования бизнеса, выпускница Сколково, сооснователь крупнейшей сети в недвижимости Zoltor, сооснователь Академии «Реалогика».
Партнерство в бизнесе — это тема, о которой мало кто говорит. Никто не учит философии партнерства и не рассказывает, как выбрать своего партнера, как с ним работать и, самое главное, как выходить из отношений, если они не оправдали ожиданий.
Тандем — термин, который вошел в мой лексикон во время обучения на программе «Тандемократия» в бизнес-школе Сколково. Гор Нахапетян — экс-топ-менеджер «Тройки Диалог», почетный профессор бизнес-практики школы управления СКОЛКОВО и со-учредитель Фонда «Друзья», бизнесмен и филантроп, эксперт в области коммуникаций и корпоративной культуры, и Виктория Михайлова — со-основатель компании Sensemakers, преподаватель лидерства и директор программ для руководителей в бизнес-школе HEC Paris, целых полгода обучали нас с Семеном Сарапуловым — моим бизнес-партнером и супругом, строить здоровое партнерство в бизнесе и жизни.
Эти знания пошли на пользу большим результатам моего профессионального пути, и я хочу поделиться ими с теми, кто только задумывается о том, чтобы построить бизнес в партнерстве.
Первое правило, — решите, каким по характеру должен быть ваш партнер
Партнерство — это разные компетенции. Один может быть харизматичным лидером, который любит выступать и проводить презентации, а второй — специалистом по операционной деятельности, контролирующим все процессы. Если вы изучите истории самых успешных стартапов и корпораций, то увидите, что за одним медийным человеком часто стоит второй, менее публичный, но не менее важный партнер.
Пример Стива Джобса и Стива Возняка — идеальное доказательство этого. Джобс был великолепным продавцом и маркетологом, умело заявлял о продукте, проводил презентации и привлекал внимание. А Возняк — гениальный инженер, создавший первый Macintosh. Джобс не справился бы без Возняка, ведь внутри его продукта не было бы твердой «начинки». А Возняк не нашел бы успеха без Джобса, потому что не смог бы заниматься продажей своих изобретений. В этом случае компетенции партнеров дополняли друг друга, что и привело к успеху Apple.
Одна из главных ошибок при формировании бизнес-тандема — начать проект совместно с близким другом. Ведь если людям друг с другом комфортно, это говорит о том, что они обладают схожим характером и набором личностных качеств. А значит, одна часть совместного проекта, например, маркетинг, выстрелит, а другая, операционные процессы, просядет, и успеха не случится.
При выборе партнера важно найти человека, с которым у вас сходятся общие цели и понятия «о добре и зле» и при этом полярно отличаются компетенции.
Совет: разделите лист на две части, и на первой выпишите свои сильные качества и то, что вы любите делать в работе, а на второй — свои слабые стороны и то, что делать вы терпеть не можете. Подбирайте себе партнера, который обладает всем, что вы выписали на второй половине листа!
Второе, что стоит определить, — действительно ли вам нужен именно партнер
По моему опыту, чем больше партнеров в бизнесе, тем меньше вероятность его успеха.
В одном из моих проектов было 10 партнеров: первые отвечали за продажи, вторые — за операционную деятельность, третьи — за техническую часть, кто-то вообще был «спящим акционером». В итоге начались серьезные внутренние конфликты, часть партнеров вышла из проекта, оставив остальным многомиллионные долги. И схожих историй масса.
Оптимальный вариант — два человека.
Частые вопросы о количестве партнеров:
Что делать, если для успешного построения бизнеса требуется больший набор навыков?
Если можно купить компетенцию, наняв сотрудника, то сделайте это. Лучше привлекать специалистов в наем или аутсорсинг, чем входить с ними в партнерство. И прекратить сотрудничество с наемным сотрудником проще, чем сделать это с одним из ваших партнеров.
Я понимаю, что со всеми бизнес-процессами я смогу справиться сам, но мне страшно начинать бизнес в одиночку, поэтому я хочу взять себе партнера-друга.
Успешный предприниматель постоянно развивается. Вы добьетесь большего, если решите вырасти над собой, преодолев страх или неуверенность в своих силах. Обратитесь к специалистам: психологам, коучам, тренерам в нужной вам сфере. Это будет в разы эффективнее, нежели прятаться за партнера в попытках убежать от дискомфорта.
- А что, если для начала проекта нужно больше финансов?
- Привлеките «спящих акционеров». Они внесут финансовый вклад, но не будут участвовать в принятии решений по развитию проекта. Эту деталь важно прописать в партнерском меморандуме, и о нем ниже.
Третье условие удачного партнерства — создание партнерского меморандума
Партнерский меморандум — документ, который регулирует все аспекты взаимодействия: обязанности, вклады, механизм разрешения конфликтов, психологические контракты. Пропишите все заранее, чтобы минимизировать разбирательства в принятии решений.
Составляя меморандум, включите в него как можно больше пунктов:
- Обязательные. Например, как делится выручка? В каком порядке решаются конфликты? Кто несет ответственность за ту или иную часть проекта?
- Желательные. Например, время отпуска партнера? Каким будет график рабочих и выходных дней?
- Неудобные. Например, что будет с долей партнера, если он погибнет?
Прописанные детали каждого пункта упростят для вас работу в тандеме и обезопасят при любых конфликтных ситуациях.
В составлении партнерского меморандума есть множество нюансов, с ними вы можете ознакомиться в официальных источниках: российских и зарубежных.
Это три наиболее важных аспекта, которые сделают ваше бизнес-партнерство эффективным и комфортным!
И в финале хочу поделиться крутым вопросом, который стоит задавать самому себе при развитии бизнеса в тандеме:
«Как я могу сделать своего партнера богаче?»
Этим вопросом на одной из программ бизнес-школы Сколково поделился Дмитрий Гриц — специалист по бизнес-партнерствам и конфликтам соучредителей, доцент НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук.
Задаваясь вопросом, как сделать вашего партнера богаче, вы принимаете решение на благо развития общего дела!