Как превратить конкурентов в союзников и использовать их опыт
О том, как грамотно анализировать конкурентов и выстраивать с ними выгодные отношения, рассказала Специалист по систематизации бизнеса Чернышова Елена
Эксперт по реконструкции и систематизации бизнеса с опытом работы более 25-ти лет. Автор курса «Я и моя команда».
Многие предприниматели воспринимают конкурентов исключительно как угрозу, хотя чужой опыт — ценный источник идей для развития собственного бизнеса. При правильном подходе конкуренты могут стать не только объектом наблюдения, но и партнерами.
Как правильно изучать опыт конкурентов
Ключевая ошибка многих начинающих предпринимателей, при анализе конкурентов — неправильный фокус внимания. Вместо того, чтобы смотреть на бизнес глазами потребителя и анализировать их с точки зрения клиента, они оценивают их с какой-то другой позиции, концентрируясь на поверхностных различиях. Они замечают отличия и думают, что сделают лучше, при этом совершенно не учитывая реальные потребности аудитории.
Например: предприниматель-новичок может заметить, что его конкурент использует красную упаковку, и решит выпускать свою продукцию в зеленой упаковке, полагая, что это будет лучшим решением. Однако, не проведя анализ потребностей целевой аудитории, он рискует совершить ошибку.
Часто цвет упаковки выбирается не случайно: красный может ассоциироваться с энергией и активностью, что больше подходит для спортсменов и людей, предпочитающих активный образ жизни. В то время, как зеленый может восприниматься, как символ экологичности и натуральности, что более привлекательно для определенной категории потребителей — мам и домохозяек.
Без понимания предпочтений своих клиентов простое копирование может привести к тому, что новая упаковка не вызовет ожидаемого отклика. Поэтому вместо поверхностных изменений стоит фокусироваться на том, что действительно может не устраивать клиентов у и конкурента, и выстраивать свой бизнес, решая эти проблемы.
Отсюда вытекает главное правило анализа конкурентов — всегда ставить себя на место клиента. Нужно оценивать, вернетесь ли вы в эту компанию, как потребитель, что вам нравится или не нравится в продукте. Следуя этому принципу, необходимо отслеживать свои впечатления, как клиента и задаваться вопросом, обратитесь ли вы в компанию еще раз и почему.
При этом важно понимать, что каждый человек представляет определенную ЦА. Поэтому, анализируя конкурента, важно четко определить, какую аудиторию вы хотите привлечь. Для этого я рекомендую отслеживать две главные вещи — что конкурент делает хорошо для вашей целевой аудитории, а что — плохо.
Как адаптировать чужие идеи под свой бизнес
Наблюдать за конкурентами полезно, но бездумное копирование чужих решений редко приносит успех. Любую идею необходимо адаптировать к своей целевой аудитории и примерять к клиентам. При этом можно рассматривать идеи не только конкурентов, а вообще любого бизнеса, даже с которым вы никак не конкурируете.
Например: владелец дизайнерского салона может заметить, что в парикмахерской клиентам предлагают свежесваренный кофе, и решить внедрить эту идею у себя. Главный вопрос, который нужно задать при заимствовании идеи: понравится ли это клиенту и будет ли ему это интересно?
Безусловно, кофе любят многие, поэтому решение может быть оправдано. А если речь пойдет о более глобальных вопросах?
Еще один пример: конкурент успешно внедрил программу лояльности с накоплением баллов за покупки, которые можно обменять на скидки или бесплатные товары. Эта программа привлекла много клиентов, которые любят копить бонусы, ощущая ценность своих покупок. Однако, если ваша целевая аудитория — это экономные покупатели, предпочитающие получать скидку сразу, а не копить баллы, то копирование такой программы может не сработать.
Помните: бизнес всегда существует для клиента. Поэтому все, что делается в нем, должно рассматриваться только через призму клиентских потребностей.
Когда сотрудничество с конкурентами выгодно всем
Иногда конкуренты могут стать не просто источником идей, но и настоящими союзниками. Здесь я хочу поделиться личным опытом такого сотрудничества.
Когда мы открывали небольшой бизнес, у нас были конкуренты, с которыми мы активно сотрудничали. Мы покупали у них тот ассортимент, которого не было у нас. Конкуренты даже советовали нам, что лучше брать, и обучали, как правильно продавать продукцию. Рассказывали и показывали, почему один товар предпочтительнее другого, объясняли конкурентные преимущества продуктов. В итоге мы даже подружились и начали направлять друг к другу клиентов в тех случаях, когда знали, что у «партнера» есть то, что нужно покупателю.
Такое сотрудничество оказалось выгодным для обеих сторон. Мы получали «чужой» ассортимент, который приносил дополнительные продажи, поскольку клиентам не нужно было уходить к другим поставщикам. А конкуренты, в свою очередь, увеличивали объемы продаж.
Риски коллаборации и как их избежать
Несмотря на потенциальную выгоду, сотрудничество с конкурентами несет и риск в виде возможности столкнуться с недобросовестным поведением.
Однажды конкурент, с которым мы запустили совместный проект, начал говорить клиентам, что они пришли к нему за помощью из-за нашей некомпетентности. Он выставлял нашу команду слабой, создавая в глазах клиентов впечатление, что мы не обладаем достаточной самостоятельностью и независимостью. Подобный «черный» пиар может серьезно навредить репутации. Конкуренты могут принижать ваши возможности и конкурентоспособность, создавая негативное отношение клиентов к вашей компании.
Чтобы минимизировать подобные риски, я рекомендую:
- тщательно выбирать партнеров, ориентируясь на их репутацию и опыт предыдущих коллабораций;
- четко определять условия сотрудничества, фиксируя их документально;
- контролировать коммуникацию с клиентами, чтобы у партнера не возникало возможности использовать сотрудничество для «черного» пиара.
Резюме
Опыт конкурентов — ценный ресурс для развития собственного бизнеса, если правильно его использовать. Для этого я рекомендую:
- Всегда оценивать бизнес-конкурентов с точки зрения клиента, задаваясь вопросом, вернетесь ли вы туда и по какой причине;
- Адаптировать заимствованные идеи под свою целевую аудиторию, а не копировать их без разбора;
- Не бояться сотрудничать с конкурентами, если это может принести пользу клиентам и бизнесу;
- Быть готовым к рискам и заранее продумывать способы их минимизации;
- Анализировать не только конкурентов, но и бизнесы из других сфер — иногда самые ценные идеи приходят из неожиданных источников;
- И главное — помнить, что в центре любого бизнес-решения всегда должен стоять клиент и его потребности.