Время полной прозрачности: что такое мониторинг в логистике
Цифровые двойники, датчики температуры и голосовые роботы — как IT-решения следят за грузами без участия человека.
Эксперт в сфере автоматизации логистики предприятий. Более 17 лет опыта работы на стороне производственных компаний, ИТ интегратов, а также транспортных компаний
Современная логистика — это не просто перевозка грузов из точки А в точку Б. В условиях всеобщего перехода на «цифру» она становится технологичным процессом — с высокой степенью автоматизации, прозрачным и контролируемым. Компании, которые инвестируют в технологии, получают снижение операционных расходов, рост эффективности и удовлетворенности клиентов. Важный пункт на пути к этому — онлайн-мониторинг грузов и транспорта.
Что такое мониторинг грузов
Мониторинг грузов в логистике — это комплекс технологических решений (аппаратных и программных), предназначенный для сбора, передачи и анализа данных о перевозке и состоянии перевозимых товаров.
Системы мониторинга в логистике позволяют:
- определять местоположение и отслеживать движение автомобилей и вагонов в реальном времени;
- контролировать состояние груза;
- превентивно перестраивать маршруты и планировать отгрузки;
- поддерживать оперативную коммуникацию между грузовладельцем, перевозчиком, водителем и получателем грузов, своевременно информировать клиентов;
- снижать количество простоев;
- предотвращать срывы сроков и порчу грузов во время перевозки;
- управлять эффективностью собственного автопарка (расход топлива, скорость, соблюдение маршрута).
Как устроен мониторинг грузов в логистике
Базовый инструмент для мониторинга перевозок — система управления транспортом (Transportation Management System, TMS) с соответствующим модулем. Большинство компаний на текущем этапе ограничиваются возможностями именно этих логистических платформ — это значительно дешевле альтернативных (преимущественно аппаратных) решений.
TMS-мониторинг использует мобильные приложения с функцией GPS-трекинга, сервис голосовых автозвонков и собственный интерфейс для диспетчеров, в который стекаются данные о местоположении водителей. Их смартфоны со специальным приложением служат трекерами и транслируют статусы доставки в TMS-систему — на экраны диспетчеров, логистов и получателей груза. Кроме этого, приложение предоставляет водителям электронную копию заявки, карту маршрута и все необходимые документы для перевозки в цифровом формате.
Пользу от TMS-мониторинга легко показать на примере. Один из наших клиентов — крупный ритейлер. Он получает и отправляет сотни грузов ежедневно. Контролировать их перемещение вручную невозможно, но вполне реально делать это автоматизированно с помощью мониторинга TMS.
Если машина с товарами задерживается на складе или застряла в пробке, система автоматически сигнализирует о задержке и передает информацию всем участникам процесса доставки. Логисты и принимающий склад могут оперативно перестроить график отгрузок, передвинув опаздывающего перевозчика на более позднее время.
Зачем нужен мониторинг грузов в логистике
Автоматический TMS-мониторинг позволяет перевести реакцию из «тушения пожара» в управляемый процесс, где логисты перестраивают график еще до того, как проблема коснулась склада или клиента. В итоге такая перестройка дает сразу несколько эффектов:
- Сокращение простоя на складе. Рабочие и погрузочная техника не ждут «застрявший» транспорт, а переходят к обслуживанию следующей машины. Это повышает оборачиваемость склада.
- Снижение издержек. Простои и нестыковки в графике — это прямые затраты: от переработок персонала до штрафов за задержки. Своевременная корректировка снижает эти расходы.
- Автоматический контроль SLA и статусов отгрузки. Система ведет автоматический мониторинг выполнения этапов процесса доставки (погрузка, прибытие, разгрузка). При нарушении (например, опоздание на разгрузку) TMS автоматически фиксирует факт нарушения SLA и отправляет оповещения: это позволяет быстрее реагировать на проблему, а еще важно для работы с претензиями.
- Повышение точности поставок. Получатели получают актуальную информацию о сроках и могут планировать свои процессы (например, выкладку товара в торговом зале).
- Рост лояльности клиентов. Когда ритейлер или его партнеры видят прозрачность процесса и получают достоверные данные, это укрепляет доверие и снижает количество конфликтов по срокам.
- Улучшение маршрутов в будущем. Данные о фактических задержках фиксируются в системе. Это позволяет анализировать, где чаще возникают сбои, и заранее закладывать альтернативные маршруты или корректировать расписание.
Доцифровая эпоха: звонки, таблицы и человеческий фактор
Без TMS-мониторинга задержки обычно имели цепной негативный эффект. Одно опоздание тянуло за собой всю логистическую цепочку: последующие машины тоже попадали в задержки, а график сбивался на весь день. Задержки могли приводить к простоям на складе — персонал и техника ждали «опаздывающую» машину, а последующие автомобили выстраивались в очередь. Это снижало пропускную способность склада и приводило к переработкам.
Если транспорт с товаром не прибыл вовремя, следующие операции (перегрузка, сортировка, доставка в магазины) сдвигались. Магазины могли остаться без товара на полках. Получатель видел только факт задержки и не мог заранее спланировать процессы. Это приводило к претензиям, потере доверия и репутационным рискам.
В большей части малых и средних компаний мониторинг логистики по-прежнему проходит в «аналоговом» режиме со всеми вытекающими. Диспетчеры вынуждены постоянно звонить водителям, чтобы выяснить местоположение и статус заказа («Где ты? Когда будешь?»).
Представьте: диспетчеру нужно контролировать выполнение десятков рейсов в течении дня. Он непрерывно звонит водителям, а каждый звонок дает лишь точку на маршруте в конкретный момент времени. Данные поступают с задержкой, а при ЧП реакция опаздывает — слишком много разговоров и разрозненной информации.
Свою лепту вносит человеческий фактор: информация от водителей может быть субъективной и неточной, а если водитель вдруг не выходит на связь — груз может «потеряться», потом приходится объясняться с заказчиками. Для небольших компаний работать в таком режиме — вполне терпимо, но при росте объемов ошибки растут в геометрической прогрессии, и бизнес начинает терять большие деньги.
Современные TMS-системы мониторинга работают иначе. Они автоматически получают координаты местонахождения транспорта и осуществляют обзвон водителей с помощью голосового робота, собирая статусы без участия человека. Диспетчер и логист подключаются только, если возникают проблемы.
В программе TMS-мониторинга видно текущее местоположение транспорта, план-факт отклонения от маршрута и актуальные статусы по точкам. Система прогнозирует время прибытия, сравнивая плановый и фактический маршрут. Если груз отклоняется от маршрута или есть риск опоздания, диспетчер получает уведомление. Отгрузки автоматически попадают в категорию «Проблемы», если водитель сообщает о нештатной ситуации или происходит серьезное отклонение от графика. Отправитель и получатель видят актуальный статус отгрузки в личном кабинете TMS.
Подводные камни TMS-мониторинга
Несмотря на очевидные преимущества систем управления транспортом (TMS) в мониторинге, их внедрение и использование сопряжено с существенными вызовами. Для бизнеса, особенно для среднего и малого, эти вызовы часто становятся барьером на пути к цифровизации.
Главный парадокс заключается в том, что TMS — это не просто программа для мониторинга; это комплексный инструмент для управления, который приносит лучший эффект при условии модернизации бизнес-процессов.
TMS работает наиболее эффективно в связке с другим корпоративным ПО. Система должна бесшовно обмениваться данными с ERP, WMS, CRM и другими бизнес-приложениями. На интеграцию может потребоваться время, особенно если у компании сложная IT-инфраструктура или поставщик TMS не обладает достаточными ресурсами и компетенциями. Поэтому важно выбрать проверенного разработчика с профессиональной командой IT-специалистов.
Не все готовые TMS-решения обладают полным набором функций мониторинга. Некоторые системы могут не включать продвинутую маршрутизацию или возможность перестройки маршрута в реальном времени. Хотя TMS является центром мониторинга, она в первую очередь нацелена на контроль транспортного средства. Мониторинг состояния груза (температура, влажность, удары) требует специфических IoT-датчиков, которые, хотя и интегрируются в TMS, могут быть более эффективно и гибко развернуты через специализированные IoT-платформы.
Другие способы мониторинга грузов
Кроме TMS для отслеживания грузов используют целый арсенал технологий, который выходит далеко за рамки простой точки на карте. Из-за высокой стоимости эти технологии пока имеют совсем скромное распространение. Мониторинг с помощью датчиков, сенсоров и «маячков» требует серьезных вложений, которые не могут себе позволить даже крупные производители. На возврат инвестиций может потребоваться несколько лет — в случае TMS окупаемость наступает за несколько месяцев, благодаря комплексу других функций этой системы.
На рынке существует множество hardware-решений, которые обеспечивают сбор данных для мониторинга грузов. Они являются дополнительными «источниками информации», которую затем визуализируют и анализируют TMS-платформы:
- IoT-датчики и сенсоры (Интернет вещей). Передают в реальном времени данные о температуре, влажности, давлении, ударах и вибрациях. Используются при перевозке лекарств, скоропортящихся продуктов, электроники, хрупкого оборудования и других чувствительных грузов.
- GPS-трекеры и спутниковый мониторинг. Компактные устройства, которые крепятся к грузу или упаковке, работают автономно до нескольких месяцев. Определяют точное местоположение и позволяют предотвращать кражи. Особенно актуальны для контейнерных перевозок и дорогостоящих грузов, когда нет доступа к бортовой сети транспорта.
- RFID-метки и NFC-чипы. Пассивные или активные метки для радиочастотной идентификации. Применяются для ускорения учета и автоматизации сканирования на складах и контрольных точках. В отличие от IoT-датчиков и GPS-трекеров, обычно не передают данные в реальном времени, но обеспечивают удобный контроль движения грузов по этапам.
Пару слов стоит сказать о блокчейн в мониторинге. Если представить всю цепочку поставок от производителя до магазина как последовательность событий, то блокчейн — это защищенный от взлома «цифровой дневник груза». В него все участники вносят записи, их невозможно изменить или удалить. Таким образом фиксируются не только перемещения, но и условия перевозки, промежуточные операции и сроки. Это позволяет сократить количество спорных ситуаций: например, если груз испортился в процессе транспортировки, можно точно определить — на каком этапе, в чьей зоне ответственности и при каких условиях это произошло.
Современный мониторинг в логистике — это многоуровневая система. TMS служит мозгом, агрегируя и анализируя данные, а спутниковые трекеры, IoT-датчики и GPS-маяки выступают в роли «органов чувств», обеспечивая полную, непрерывную и объективную видимость цепи поставок.