Проектное управление: какие шесть шагов пройти для внедрения в бизнес
Обзор раскрывает тему «проектного менеджмента» как дополнительного управленческого инструмента для бизнеса
Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»
Бизнес постоянно решает различные задачи: где рекламировать, как продать, как доставить, как решить проблему с клиентом и т.п. Часть задач являются рутинными и решение по ним включает в себя повторяющиеся действия сотрудников в рамках своих ролей.
Но периодически, компании сталкивается с более творческими и уникальными задачами. Например, выход на новые ниши или запуск новых продуктов и услуг. Но нестандартные задачи это не только про продажи и развитие бизнеса, например, внедрение программных решений в бэк-офисе также относится к не тривиальным задачам, так как у всех компаний собственная бизнес-модель, требующая специфичного подхода к информационным системам. Наша команда «РП-Интеграция» на собственном опыте разработки программных решений видит, как разнообразны бизнес-процессы заказчиков и каждое внедрение ПО уникально по-своему.
Если в рутинных и ежедневных задачах помогают прописанные бизнес-процессы и регламенты, то в случае описанных выше нестандартных задачах на помощь приходит «проектный подход».
Ошибочно думать, что проектное управление относится к большим компаниям. Оперировать проектами должен и малый бизнес, тем более у небольших компаний нет избыточных ресурсов и многие задачи приходится всегда решать «по-новому». В данном обзоре рассмотрим по этапам, как внедрить проектный подход в любой компании, вне зависимости от сферы и количества сотрудников.
Почему бизнесу нужен проектный подход
Развитие любого бизнеса, особенно малого, часто держится на энергии ключевых сотрудников, включая собственника. Решения зачастую принимаются быстро и интуитивно, что может приводить к потере фокуса на качестве исполнения и результате. В итоге, как показывает практика: множество незавершенных инициатив и зависшие на месяцы задачи с отсутствием понимания зон ответственности отвечает.
Решить проблему поможем проектный подход, который позволит систематизировать идеи, распределить зоны ответственности и довести инициативу до результата.
Решение нестандартных задач в рамках отдельных проектов дает следующие преимущества:
- сокращает время реализации идей,
- снижает нагрузку на ключевых лиц при решении уникальных задач,
- делает команду исполнителей более самостоятельными,
- повышает управляемость компании.
Отличие «проектного управления» от «операционной деятельности»
Операции — это регулярные, повторяемые и рутинные процессы(действия): обработка заказов, производство, бухгалтерия, кадровый учет.
Проект — это деятельность, которая направлена на достижение нестандартной цели за определенный период времени.
В любом случае, нельзя проводить строгие границы между рутинными операциями и проектами. Необходимо рассматривать «проектное управление» как надстройку над существующей организационной структурой и бизнес-процессами. «Проектное управление» — это неотъемлемая часть бизнес-модели компании.
Если простыми словами:
- создание чего-то нового и уникального — это проект;
- поддержание текущих процессов— это рутинная операция.
Проект определяется следующими характеристиками:
- обязательно наличие периода с датой начала и датой окончания проекта;
- описание цели;
- назначение сотрудников в команду проекта.
Пять шагов к внедрению проектного подхода
Шаг 1. Определите, какие задачи будут решаться через проекты
Не каждая инициатива требует отдельного проекта. Например, небольшое обновление существующего сайта можно решить в рамках стандартных регламентов, а вот задачу по «интеграции интернет-эквайринга для оплаты по карте на сайт» уже можно выделять в отдельный проект с формированием команды и определением сроков реализации.
Выделяйте в отдельные проекты только те идеи и задачи, которые вносят существенные изменения(новшества) или формируют новый результат.
Примеры:
- внедрение программных решений (CRM, ERP, HRM и прочие системы);
- вывод на рынок нового продукта или услуги;
- выход в новые регионы или страны
- ребрендинг компании, новое позиционирование;
- переход на электронный документооборот;
- оптимизация бизнес-процессов (например: перевод некоторых процессов на аутсорсинг).
Можно классифицировать разные виды задачи для определения приоритетности. Например, инициативы и идеи можно распределить по следующим критериям:
- внутренние задачи;
- задачи, направленные на улучшение взаимодействия с клиентами и контрагентами;
- сложность задачи, например требуется ли привлечение сторонних исполнителей или достаточно своих сотрудников;
- количество сотрудников проекта (до 5, до 10 и т.п.);
- по оценке бюджета проекта;
- и прочие критерии в зависимости от специфики бизнеса и проектов.
Шаг 2. Определите результат, который ожидается от проекта
Прежде всего проект начинается с формулирования цели и только потом планируется реализация проекта. Цель должна быть измеримой и детальной, в конечном итоге результат проекта должен привести к бизнес-эффекту.
Например, недостаточно декларировать цель в виде: «внедрить программу договорного учета».
В данном случае рекомендуется описать ожидаемый результат: «уменьшить время согласования договоров до двух часов, уменьшить время поиска информации по договорам и контрагентам до 15 минут и организовать безопасное хранение в единой базе данных документов за счет внедрения программы для работы с договорами».
Подобные формулировки детально описывают количественные и качественные показатели результата.
Шаг 3. Назначьте руководителя проекта и исполнителей
Руководителем проекта не обязательно должен быть соответствующий ключевой сотрудник по должности. Прежде всего руководство проектом это роль, назначенная сотруднику, который координирует действия и контролирует сроки исполнения.
Команда проекта может формироваться из сотрудников разных отделов, причем без соблюдения иерархии штатного расписания. Ключевым является правильное распределение ролей и определение зон ответственности каждого участника проекта.
Ремарка: участие сотрудников в нескольких проектах
На практике сотрудники могут одновременно совмещать роли в разных проектах в дополнение к своим основным должностным обязанностям. Например, маркетолог на основной должности отвечает за маркетинговые вопросы всей компании и параллельно является участником проекта по поиску и внедрению CRM программы, так как подобные приложения могут включать функции групповых е-мейл рассылок по группам клиентов для маркетинговых целей.
Необходимо быть аккуратными в назначении сотрудника на одновременное участие в разных проектах. Какими бы интересными и креативными не были проектные задачи, нельзя допустить чрезмерной перегрузки сотрудника.
Шаг 4. Составьте детальный план и визуализируйте реализацию проекта
На начальном этапе проектного менеджмента достаточно простой таблицы Excel или маркерной доски для визуализации плана и исполнения проекта: этап — задача — ответственный — дата — что сделано.
Используйте популярные инструменты, такие как: онлайн-таблицы, Trello, Notion, Bitrix24 или прочие программы с календарями задач.
Все участники проекта должны владеть актуальной информацией по проекту для исключения несогласованных действия и понимания текущего статуса.
Шаг 5. Оцените плановый бюджет проекта
Любой проект — это дополнительные расходы, такие как оплата переработок сотрудников, оплата внешних исполнителей и затраты на дополнительные сервисы. Обязательно считайте общую сумму затрат на проект. Оценка затрат позволит понимать уровень риска проекта и расставить приоритеты по такому важному критерию, как бюджет проекта.
Шаг 6. Контролируйте исполнение проектов
Проводите регулярные встречи с командами проектов и проводите анализ исполнения. Контроль актуального состояния позволит вносить необходимые корректировки при проявлении существенных отклонений по срокам и затратам на проект.
Планерки могут быть по 15-20 минут и проводиться еженедельно с целью сверки ответов всего по четырем вопросам:
- Что сделано?
- Что мешает?
- Какие нужны дополнительные ресурсы?
- Что делаем дальше?
Общая рекомендация: анализируйте результаты и закрепляйте опыт
После завершения проекта анализируйте результат и сверяйте плановые и фактические показатели по сроку и бюджета проекта. Оценка отклонений «на сколько сместился срок» и насколько превышены затраты» позволит выявить причины отклонений и улучшить менеджмент проектов.
Распространенные ошибки при внедрении проектного подхода
- Одновременный запуск большого количества проектов.
Начинать нужно с одного или двух пилотных проектов, чтобы получить первый опыт, чем допустить хаос при большом количестве проектов в компании, где не было культуры «проектного менеджмента». - Не назначаются ответственные за результат.
Обязательно должен быть руководитель проекта. - Избыточные требования к соблюдению регламентов по ведению проектов.
Не применяйте «академические», корпоративные регламенты крупных компаний — небольшому бизнесу важна гибкость и понятность. Не превращайте «проекты» в бюрократию. - Проекты не соответствуют бизнес-целям.
Не запускайте проекты ради проектов. Каждый проект должен привести к бизнес-результатам, даже если это задачи бэк-офиса. Примеры бизнес-эффективности: сокращение времени на группу процессов, повышение лояльности клиентов, рост продаж, повышение качества. - Отсутствие коммуникации внутри команды проекта.
Недостаточно спланировать и назначить участников проекта. Люди должны коммуницировать для достижения общей цели, также важен сбор обратной связи от исполнителей проекта.
Итог
Воспринимайте «проектный подход» как дополнительный управленческий инструмент, а не дополнительную нагрузку на сотрудников. Начните с первого и простого проекта. Сформулируйте ожидаемый результат и план его достижения, создайте команду проекта с руководителем, оцените бюджет и приступайте к реализации. Уже через несколько месяцев, по завершению ряда проектов, будет видна трансформация бизнес-модели компании в лучшую сторону.