Специалисты приняли участие в дискуссии о ветеринарном образовании
Образование в области ветеринарии критически отстает от требований сегодняшнего дня. Какой должна быть подготовка востребованного бизнесом и клиентами ветврача
27 ноября в «Центре НКО» в Москве прошла открытая дискуссия, на которой представители отраслевых сообществ, профильных вузов, СМИ и ветеринарные специалисты обсудили подготовку ветеринарных врачей и перспективы развития профильного образования. Модераторами встречи стали Екатерина Рачинская, президент НВП, и Светлана Алексеева, соосновательница благотворительного фонда «Возьми счастье в дом».
Собравшиеся обсудили пять ключевых вопросов, которые сегодня наиболее важны для подготовки ветеринарных специалистов. Все согласились, что достаточное количество и компетентность ветврачей — важнейшие факторы для сохранения благополучия домашних животных и продвижения идей ответственного отношения к ним.
На встрече много говорили о целесообразности введения специализации ветврачей по видам животных и выделения ветеринарии мелких домашних животных в отдельную программу. Свою позицию по этому вопросу озвучили Георгий Никитин, проректор СПбГУВМ по научной работе, и Виктор Степанишин, первый проректор МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, который не присутствовал на мероприятии, но прислал свои заметки модераторам дискуссии.
Разделение на специалистов, работающих с продуктивными животными, и тех, кто лечит питомцев, поддержали все участники встречи. Спикеры отмечали не только разницу в физиологии и общих принципах лечения сельскохозяйственных животных и домашних питомцев, но и принципиально разные задачи, стоящие перед ветврачами из этих областей, и разную жизненную перспективу коров и собак с кошками.
Однако сейчас даже в тех вузах, которые ввели разделение на специализации, серьезного отличия в программах обучения нет — они опираются на один образовательный стандарт (ФГОС). Все, что удалось сделать, — оптимизировать в таких программах количество учебных часов для изучения животных-компаньонов.

«Я с большим удовлетворением услышала, что присутствующие единогласно поддерживают необходимость разделения программ обучения на специалистов для сельского хозяйства и ветврачей, работающих с мелкими домашними животными. Помимо прочего, это дало бы возможность крупным клиникам или производителям кормов самим участвовать в подготовке ветврачей нужных специализаций с помощью целевого обучения», — сказала Татьяна Катасонова, главный редактор «Зооинформ».
Большой отклик у участников вызвала тема нехватки среднего персонала. Сейчас в роли ветеринарных сестер выступают студенты, так что текучесть кадров довольно высокая, и отрасль задыхается без сотрудников этого уровня. Так что гости встречи поддержали идею об активизации среднего ветеринарного образования. Помочь этому могут профориентация молодежи и детей и просветительские программы крупных кормовых брендов.
Валерий Зайцев, организатор проекта по развитию ветеринарного образования (проект «Заяц+»), и Татьяна Краснова, начальник медчасти сети клиник «Белый Клык», подняли вопрос о сочетании в учебном процессе классического, предметно-ориентированного подхода, базирующегося на изучении отдельных дисциплин, и практико-ориентированного, опирающегося на решение конкретных задач, возникающих в ходе работы ветврача. Сейчас в вузах преобладает первый подход. Это приводит к тому, что молодые специалисты, получив диплом, часто приходят в клиники не готовыми к практической работе. В ходе дискуссии участники отметили, что решением проблемы может стать введение практики в обучение студентов и привлечение к преподаванию практикующих специалистов из ветеринарных клиник и лабораторий.
Встал вопрос и о врачах лабораторной диагностики, статус которых неясен из-за того, что такой «профессии» в отрасли по нормативным документам нет. В то же время сама лабораторная диагностика активно развивается и становится значительной частью ветеринарной практики.
О нехватке кадров в отрасли, работе с молодежью и новых форматах профориентационных программ для школьников говорили Наталья Трошина, старший преподаватель Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, и Екатерина Иванова, координатор образовательных программ проекта VET. Кроме того, по словам спикеров, часто критикуемая заочная форма обучения ветеринарных врачей иногда является единственным способом получить необходимое образование и диплом.
Очень важную тему затронул в своем выступлении советник президента Российской кинологической федерации (РКФ) Евгений Купляускас. Он рассказал, что очень часто недавно выпустившиеся ветврачи не имеют даже базовых знаний о племенном разведении собак и кошек, о том, как устроен зоорынок и как работают кинологическое и фелинологическое сообщества. Кроме того, ветеринарные специалисты практически не пользуются тем колоссальным практическим опытом, что накоплен российскими заводчиками.
В качестве примера спикер привел проблемы со здоровьем у французских бульдогов. Хотя считается, что эта порода страдает от последствий брахицефалии, то есть от сложностей с дыханием и сердечно-сосудистой системой, в реальности чаще всего у этих собак наблюдаются онкологические заболевания и проблемы с позвоночником. Животные и их владельцы только выиграют, если ветврачи и бридеры будут сотрудничать.

О профессиональной этике и нормах деонтологии говорили Татьяна Татаринцева из Санкт-Петербургского научно-образовательного центра «ДуоКор» и Татьяна Краснова.
Выступление Татьяны Ивановны Татаринцевой затронуло болезненный для многих момент: ветеринарный врач — лечащий врач или специалист, оказывающий услугу? Однако, по мнению спикера, сами действия от названия не меняются. Задача ветеринарного врача — так или иначе помочь домашнему питомцу. Если сделать это удалось, так ли важно, каким термином называть работу?
Важным моментом гости встречи назвали и необходимость популяризации профессии ветеринарного врача. На вопрос «Кто пришел в профессию после прочтения книг Джеймса Хэрриота?» очень многие засмеялись и подняли руки. Сегодня ветеринария нуждается в новых именах и форматах, которые привлекут молодых людей. Для этого надо использовать и книги, и телевизионные передачи, и социальные сети.
Светлана Алексеева, соосновательница благотворительного фонда «Возьми счастье в дом», рассказала о проекте строительства многофункционального кластера — «Центра «ДОМ»», где будет происходить реабилитация людей и домашних животных. В нем будет работать научный и профориентационный детский лагерь для старшеклассников. Спикер отметила, что просветительская работа должна стать частью обучения ветеринарных врачей.
Светлана Алексеева, соосновательница благотворительного фонда «Возьми счастье в дом»:
«То, как взаимодействует ветврач с клиентами, — очень важно. Ветеринарные специалисты для зоозащитников — настоящие «агенты влияния», обучающие владельцев добросовестному обращению с собаками и кошками, объясняющие важность профилактики, идентификации и контроля за разведением. Тем самым доктора участвуют в решении проблемы бездомности животных. Так что профориентация молодых людей, привлечение их в ветеринарную отрасль очень важны. Мы были рады услышать, что производители товаров для животных создают образовательные программы для школьников. Мы можем сотрудничать, достигая синергии бизнеса и некоммерческих организаций в сфере обучения будущих ветспециалистов».
В обсуждении проблем в области подготовки и аттестации будущих ветеринарных специалистов также приняли участие Анастасия Бзыта, генеральный директор ветеринарной лаборатории «Шанс Био», и Алена Корнилова, кандидат биологических наук, доцент кафедры патологии, морфологии и физиологии ДГАУ ВКС.
Проведение дискуссии инициировали Национальная ветеринарная палата (НВП), Национальная ассоциация зооиндустрии (НАЗ), благотворительный фонд «Возьми счастье в дом» и pet-friendly сообщество «Хвост Ньюс».
Итоги дискуссии будут оформлены в виде резолюции, которую планируют направить участникам и всем заинтересованным ведомствам, от Минсельхоза до Минобразования.