Директор АПБ «Основа» Максим Стрецкис рассказал про архитектуру в Крыму

Радио Культура взяли интервью у директора ОСНОВЫ Максима Стрецкиса и расспросили о будущем компании, любимых проектах и архитектуре в Крыму

Максим Стрецкис
Директор АПБ «Основа»

Член Архитектурного Совета Севастополя. Спикер профессиональный международных выставок 100+ Technobuild, АрхМосква, Крым Билд.

С 24 по 27 мая в Москве проходила 28-я Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АрхМосква 2023. Ксения Ламшина и Оксана Подрига, Радио Культура взяли интервью у директора нашей компании Максима Стрецкиса.

Максим, здравствуйте! Мы имеем весьма туманное представление о том, что происходит в Крыму с точки зрения архитектуры. Я была там в детстве и еще 1 раз после 2014 года и, честно, ощущала грусть. Правильно ли я понимаю, что на полуострове есть всего несколько бюро и АПБ «Основа» там монополисты?

Монополистами я нас назвать не могу, поскольку мы не стремимся занять такую позицию на рынке. Сейчас в компании принята стратегия региональной диверсификации, то есть мы стремимся выходить в другие регионы помимо Крыма. С учетом текущей ситуации в стране есть вопросы с пополнением портфеля заказов, а у нас большая компания — 100 человек штата, и для того, чтобы ее обеспечивать, естественно, необходим постоянный поток проектов, которые будут достаточно масштабны, чтобы занимать команду.

На крымском рынке наша компания — одна из крупнейших, я думаю, входит в 5-ку, поскольку остался ряд крупных институтов с советского времени. Один из них занимается проектированием буровых установок, второй — проектированием панельного домостроения, даже проектировал заводы по производству панельных домов, а также другие компании. Но мы не считаем их конкурентами, поскольку направлены на рынок России в целом.

А какими проектами вы любите заниматься?

Мы больше всего любим небольшие сложные объекты, когда есть трудные условия для проектирования. В Крыму, например, это сейсмика и рельеф. У нас в работе есть проект с перепадом высот 50 метров на глубине участка меньше чем 100 метров, то есть это перепад в 45 градусов, и на этом рельефе мы проектируем высотное здание. Есть еще ряд объектов, где мы задействуем нетиповые решения — балки, террасированные секции и так далее. Наша команда постоянно работает с такими объектами и видит проблемы, сложно решаемые бюро, которые сталкиваются с этим впервые. Конечно, профессионалы всегда найдут выход, хотя, возможно, поначалу это будет сложнее, чем нам. Поэтому мы любим нестандартные трудные задачи, сжатые условия, сложный рельеф, с непростыми инженерно-геологическими условиями: оползневые участки, сейсмичность, плохие грунты, потому что это интересно, вовлекает большое количество команды и дает колоссальный опыт.

Если смотреть на Крым целостно, не отталкиваясь от конкретного заказчика, что сейчас наиболее востребовано? Из Москвы видится, что необходимо развивать туристическую инфраструктуру, хотя и жилой фонд, наверняка, нужен. А еще есть общественные пространства, и в этом направлении тоже много работы. Что первостепенно сейчас для региона?

На мой взгляд, первостепенна стратегия социально-экономического развития регионов и схемы территориального планирования. То есть это увязка жизни близлежащих регионов с жизнью этого региона. Динамика изменений в Крыму выше, чем в других областях, потому что население в Севастополе, например, за 4 года выросло в 2 раза — с 300 тыс. жителей до 600 тыс. И в других городах Крыма такая же ситуация. И когда мы спорим на тему генплана в Севастополе, возникает мнение, что отсутствие генплана — это большая проблема, но если бы мы разработали генплан в 2015 году, а потом население выросло в 2 раза, то все пришлось бы переделывать.

Вам решать, конечно, очень сложные задачи и количественно, и качественно. Успеваете ли и есть ли возможность думать на уровне эстетики архитектуры?

Это был очень сложный вопрос на этапе начального развития компании, поскольку как в школе дети делятся на гуманитариев и технарей, так и в проектировании архитекторы делятся на тех, кто занимается технической реализацией, и тех, кто занимается концептуальными разработками. И это правда разные люди — по складу мышления, по пониманию, хотя и не значит, что те, кто занимается концепциями, не разбираются в рабочем проектировании и наоборот, просто каждому подходит свое направление.

Подойдя к этой проблеме, мы поняли, что нужна отдельная команда, которая занимается только эскизным проектированием, и сейчас в структуре АПБ «Основа» есть бюро эскизного проектирования «Криэйт»: они занимаются исключительно творчеством и эстетикой, и такая организация труда нам очень помогает.

В плане стиля проектов мы сторонники поиска нового, и наш главный архитектор Денис Буренков подходит к каждому проекту индивидуально, находя свои смыслы и отражая их в архитектуре. Мы ищем новые цветовые решения, архитектурные приемы и формы. Например, наш проект многоквартирного жилого дома в Массандре по форме напоминает чашу винного бокала. Внутри запроектирован атриум, он наполняется светом, как бокал наполняется вином. Материалы фасада выполнены из таких цветов, как бутылочное стекло. Внутри есть воздушные арки, которые выполнены в стиле арок, расположенных на набережной Ялты. И еще много других идей, которые заложены в проект.

Есть замечательные примеры, которые сейчас отошли на второй план: я имею в виду дома-метафоры в Иваново. И то, что вы сейчас рассказали, это, по сути, замах на метафору. А у вас такое королевство, в котором можно классно разгуляться, поскольку в Крыму соединяется много всего: и разные народы, и разные периоды истории, и культура. Получается ли постоянно делать такие проекты или приходится держать себя в рамках?

Любой архитектор, который работает над авторской архитектурой всегда скажет, что ответы сами себя находят. То есть ты не придумываешь сначала идею целиком, наоборот — погружаешься в проект, ищешь смыслы, прорабатываешь варианты, потом откладываешь их, вдохновляешься еще чем-то, и этот процесс сам себя собирает.

В начале каждого проекта наша команда проводит небольшой брейншторм, на котором ищутся идеи, мысли, за что можно зацепиться, что для этой местности нужно и важно, почему так, и в процессе этого поиска рождаются ответы. Поэтому такие здания, как дом в Массандре, интересно делать: они сами отвечают на многие вопросы. Например, застройщик говорит: «Я хочу маленькие квартиры». И тут, раз, получается такая форма здания, которая дает эти маленькие квартиры. Так это и работает.

Я думаю, вам в этом плане везет, так как, с одной стороны, вы можете проектировать в городах и встраивать здание в историческую застройку, а, с другой, работать с ландшафтом. Мы все молимся на скандинавскую архитектуру, в которой встраивание в ландшафт — это идея фикс, но нам тоже ничего не мешает брать с них пример, сохраняя крымские пейзажи. С чем вам больше нравится работать?

Нам, конечно, больше всего нравится работать с ландшафтом.

Поскольку вы из Севастополя, хочется спросить про центр города и то, как он сейчас развивается. Кто этим занимается, как сохраняется историческое наследие, вложены ли средства?

Сейчас ряд архитектурных достояний города пытаются вовлечь в современный оборот. Например, есть здание бывшего конструкторского бюро «Черноморец», которое находится на площади Лазарева, его хотят сделать пятизвездочной гостиницей. И такие объекты, не вовлеченные в жизнь, стараются вовлечь путем привлечения стороннего инвестора. Также выполняется достаточно много благоустройства. В центре города хотелось бы отремонтировать некоторые здания, но большинство домов жилые, и это нужно согласовывать с жильцами, из-за чего возникают дополнительные трудности и не всегда получается их решить.

А есть ли у вас в городе новые культурные пространства?

Да, очень много проектов построено и строится, думаю, через 2 года можно будет спокойно говорить, что Севастополь становится центром оперы и балета, поскольку сейчас реализуется знаковый объект, на котором наши коллеги были на экскурсии. Также в городе построена художественная академия для детей, рядом с Херсонесом, и нам очень приятно, что в городе появляются такие объекты.