В ТПП РФ обсудили, что ждет блогеров, вещающих о здоровье
На заседании по теме «Инфобизнес в сфере медицины» эксперты обсудили меры регулирования авторов медицинского контента
26 февраля в Торгово-Промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по регулированию инфобизнеса и блогосферы под руководством Марии Тархановой.
Второй год рабочая группа ведет работу в составе комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике в ТПП РФ. Заседание по теме «Инфомошенники в сфере здоровья» началось с красноречивого видео популярного блогера врача-гастроэнтеролога Александра Приказчикова, который запустил тренд «Выскажи свое мнение как врач, и беги».
«Этот тренд все больше набирает обороты в сети. Врачи с высшим медицинским образованием вынуждены записывать такие видео в противовес советам блогеров, не имеющих профильного высшего образования. Очевидно, что бегут врачи в шутку именно от них», — объяснила Тарханова.
Автор видео участвовал в заседании онлайн: «Я вынужден был начать вести блог, т.к. в интернете очень много транслируется вредного и ложного. Гоняют паразитов, лечат онкологию травами и прочее. Последним звоночком было, когда одна блогер не только лечила рак примочками, но и подала в суд на врача-онколога. Я понял, что я ,как врач, тоже должен вести блог, чтобы доносить правду. Я стараюсь простым языком развенчивать мифы».
В начале заседания с приветственным словом выступил председатель комиссии по развитию креативных индустрий Егор Иванков. Он сделал акцент на важности и правильном восприятии закона №330 о развитии креативных индустрий: «Его особенность в том, что действие закона направлено на выявление результатов интеллектуальной деятельности в товаре или услуге, в связи с тем, что информационный продукт, по сути своей, является результатом интеллектуальной деятельности и тут необходимо отслеживать авторство и содержание. Еще одна особенность федерального закона в появлении перечня субъектов КИ, и это дает нам возможность исключать действия других федеральных законов, отдельных нормативно правовых актов в интересах субъектов КИ, даже при условии равенства законов».
Руководитель РГ по регулированию инфобизнеса и блогосферы Мария Тарханова осветила тему заседания: «Все это время мы боялись, что успешный успех и марафоны желаний отвлекают от классического высшего образования, но гораздо страшнее то, что происходит сейчас. Это угроза здоровью нации. Если кому-то кажется, что эти ролики в соцсетях и есть сама проблема, то нет. Это верхушка айсберга. Это делается для набора аудитории, которой потом продавать курсы по лечению. Потому что нет более прибыльного и доступного каждому дела сейчас, чем инфобизнес. И в какой бы нише ты не развивался продавать курсы, в которые «упакован личный опыт», это самоцель таких блогов».
От власти выступил Рособрнадзор в лице Николая Пайганова, начальника отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и надзора за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации предложил ряд мер в рамках установленной компетенции по урегулированию данного вопроса. Внести изменения в часть 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в части необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно. Если деятельность по проведению онлайн-тренингов, семинаров или курсов личностного развития не связана с реализацией образовательных программ () целесообразно рассмотреть иные виды государственного регулирования указанной деятельности. Например, законодательно закрепить реестр физических и юридических лиц, ИП, имеющих право вести тренинги и семинары: «Ужесточить ответственность для организаций и ИП, распространяющих ложную информацию о реализуемых образовательных программах. Например, в части выдачи документов гос.образца. Обсуждаемые образовательные программы не подлежат гос.аккредитации, а следовательно, форма удостоверений и дипломов, которые выдают организации и индивидуальные предприниматели, утверждаются ими самостоятельно. Но в Интернете часто можно встретить информацию, что блогер выдает документ гособразца».
«Люди не понимают, что за человек в белом халате учит его здоровому образу жизни. Если раньше главная проблема была, что «не врач» притворялся врачом, то теперь инфомошенники говорят, что врачи ничего не понимают, медицина бессильна, а мы вас вылечим. Это уже не просто инфомошенничество, а инфосекты. О возникновении таких я говорила еще в 2021 г. И еще тогда заявляла, и сейчас придерживаюсь того же мнения, что самым эффективным инструментом пресечения этого явления будет обязательная гос.аккредитация всех курсов и инфопродуктов под контролем соответствующих органов», — подытожила Тарханова.
Обсуждение началось с выступлений представителей медицинского сообщества: «БАДы стоит убрать из аптек и переместить их на полки супермаркетов. Только так люди поймут, что это не лекарства и будут хотя бы осознавать, на что тратят деньги», — предложила телеведущая Первого канала медицинской программы «Таблетка», военный врач Марина Астафьева.
«Мне представляется, что одним из самых главных приоритетов является вернуть институт репутации. Если врач будет дорожить репутацией, то рисковать именем ради быстрого заработка будет не так очевидно, как это происходит сейчас! Ну и главный принцип современной медицины — это принцип доказательности. Все остальное из разряда кухонной болтовни», — высказался руководитель центра кардиологии и терапии НКЦ3 РНЦХ им.Академика Б.В. Петровского, кандидат наук, врач высшей категории, терапевт, кардиолог, диетолог, журналист, телеведущий Константин Иванов.
В своем выступлении на Кругом столе, Член правления НАЗВН, акушер-гинеколог, врач высшей категории, д.м.н. ректор корпоративного Университета сети медицинских клиник «Семейная», профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии Камиль Бахтияров отметил: «В инфополе идет битва за внимание аудитории между профессионалами и блогерами, которые не имеют никакого отношения к медицине, но берут на себя ответственность давать советы по лечению различных заболеваний. Кроме регуляторных механизмов, нужно помочь медикам доносить профессиональную информацию. Практикующие врачи, представители мединститутов могут дать много полезного и интересного контента, если их обучить и помочь адаптироваться в роли спикеров. Здесь Национальная Ассоциация Заслуженных врачей и наставников предлагает объединиться с Союзом пиарщиков РФ».
Ольга Грицаенко, организатор здравоохранения, основатель ООО Гемера по поставкам медоборудования. Эксперт по закупкам 44 и 223 ФЗ, консультант госорганов по добросовестности проведенных аукционов, качеству поставляемого оборудования и проведению экспертизы на соответствие акцентировала внимание на важности государственной и правовой ответственности в медицине: «Инфомошенники создают риски дезинформации, конкуренции, финансовых потерь и юридических последствий для добросовестных поставщиков. Необходимо создание платформы для отзывов пациентов для повышения прозрачности в области медицинских услуг».
Анна Гордеева, руководитель семейной стоматологии «Студия Улыбки Анны Гордеевой» в Нижнем Новгороде врач стоматолог-ортопед перечислила пять пунктов для решения проблемы: «Популяризация здорового образа жизни, введение контроля за обучением онлайн, описание новых цифровых стандарнов лечения, помощь врачам на просторе интернета, контроль выходимой информации».
А врач-психиатр, автор аппарата «модулятор Винокурова» по развитию когнитивных способностей Кирилл Винокуров увидел решение в наведении порядка в терминологии: «Слова: академия, институт, академик, профессор и т.д. разрешить использовать в рекламе и названиях блогов, сайтов только имея такой официальный статус».
Арий Лесто, основатель и директор клиники «LESTO» в Красноярске. Лауреат национальной премии «Инновации и технологии» за разработку инновационного комплексного подхода к оздоровлению: «Огромное количество пациентов обращаются в медицинские учреждения, когда уже почти ничем нельзя помочь. А все потому, что они предпочитали лечиться у «инстаграмных докторов» (Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской на территории РФ и запрещена). Удобно никуда не ходить, смотреть Reels, и ставить диагнозы по видео одних блогеров и лечить по советам других. Так они запускают болезнь. Часто блогеры без медобразования транслируют заведомо ложную информацию о добросовестных специалистах в целях продаж своих услуг. И им верят. Потому что их аудитория больше, и сфера влияния — шире. А тем, кто реально лечит, просто некогда этим заниматься. Они спасают жизни».
Ирина Диденко, основатель и главврач клиники «Ортодонтическая клиника доктора Диденко», врач-ортодонт, спикер международной компании Еврокаппа. Ветеран боевых действий в Чеченской республике, майор медицинской службы в отставке привела пример своего подхода к работе в онлайн-аудиторией: «Я за то, чтобы в социальных сетях объяснять, почему именно научный подход безопасен и эффективен, развенчивать ложные обещания и показывать реальные результаты».
После выступлений медиков, слово передали экспертам.
«Часто мошенники пишут свои предложения в личные сообщения и не всегда пользователи соцсетей понимают, что такие обращения могут повлечь за собой серьезные проблемы с потерей личных финансов, как, например, прикрываясь сборами фейковых фондов. Особенно от обмана страдает старшее поколение», — предупредила, директор фонда «Жизнь с ДЦП» Мила Соловьева.
На выступление Соловьевой, спикер Ирина Хожалова, педагог, руководитель оздоровительно-образовательного цента «Феникс», научный сотрудник и педагог РГУ им. А.Н. Косыгина отреагировала поддержкой, заявив, что от своей компании перечислит в фонд 150.000 руб. А по теме заседания добавила: «Я, как человек и с медицинским, и с педагогическим образованием, вижу ситуацию с обеих сторон. Сказать, что только неучи вещают в медиа-пространстве, конечно, нельзя. Мы видим прекрасных специалистов, и мне бы не хотелось, чтобы из-за деятельности недобросовестных людей падала тень на профессионалов».
Вице-председатель Союза пиарщиков России Лидия Касапу, член рабочей группы по регулированию инфобизнеса и блогосферы в ТПП РФ выступила с эффективными предложениями: «Обязательное членство в профессиональных сообществах, например, как Ассоциация заслуженных врачей. И обязательная государственная аккредитация авторских методик врачей и психологов. Важно ,чтобы государственный академический совет проверил на уникальность, безопасность и пользу этой методики, ободрил и выдал соответствующие документы».
Светлана Косарева, руководитель маркетингового агентства, член рабочей группы по регулированию инфобизнеса и блогосферы, а также руководитель комитета по креативным индустриям в Союзе пиарщиков России сделала конкретные предложения по теме: «На законодательном уровне обязать закреплять в актуальном дипломы об образовании и действующие сертификаты о регулярном подтверждении квалификации. Необходим сервис с единым реестром дипломов, где можно проверить документ. Второе: при публикации «бесплатных медицинских советов» и при продаже информационных услуг ввести обязательные дисклеймеры об отсутствии гарантий, чтобы убрать уловки НЛП».
Далее передали слово непосредственно представителям регулируемой ниши. Градус обсуждения сразу повысил телеведущий, блогер-миллионник, спикер всероссийских форумов Влад Кадони. Медийная персона вступился за добросовестных представителей ниши: «Не нужно бороться с блогерами, с ними можно и нужно сотрудничать. За ними будущее, нравится это кому-то или нет».
Олеся Ревеко, нутрициолог, автор аккредитованной программы по нутрициологии, член международных профессиональных организаций поделилась своим подходом к успешному ведению деятельности: «Я использую комплексный подход, а именно совместно с врачами разных сфер, например, с гастроэнтерологом Гилюк Анастасией и эндокринологом Берковской Мариной. Такой подход позволяет безошибочно принимать решения, если требуется консультация профильного специалиста. Я не заменяю собой врача, я делаю работу, которую он не делает. Составляю индивидуальный рацион, и контролирую соблюдение. Второе, моя программа аккредитована госуниверситетами, что свидетельствует о прохождении огромного количества проверок и одобрений. Поэтому я поддерживаю идею о введении четкого регулирования сферы здоровья. И готова включится в эту работу вместе с колегами».
Издатель, журналист, организатор конференций, автор приложения по повышению эффективности Кира Истомина объяснила причины беспорядка в сети: «В мире медийности есть свои законы. И, к сожалению, они не всегда конструктивные. Успех блогера определяется уровнем шока, который он несет в своем блоге. Медиаплощадки, как и ТВ, живут по принципу рейтинга. Лишь бы много посещений. Ведь, если много просмотров, значит, можно дороже продавать рекламу».
Руководитель комитета по регулированию блогосферы в Союзе пиарщиков России, блогер с аудиторией 2,5 млн Юлия Миронова заявила о готовности включиться в работу: «Комитет намерен активно заниматься организацией и проведением кампаний для повышения уровня медиаграмотности. Инфобизнес и блогосфера могут стать, как инструментами развития, так и факторами риска для системы здравоохранения. Наша задача — выработать эффективные механизмы регулирования и контроля, чтобы предотвратить распространение вредоносного контента и защитить здоровье граждан».
Наталья Романова, разработчик оборудования бренда Pelvic Health по укреплению мышц тазовой диафрагмы согласилась с недавним выступлением Елены Малышевой в Госдуме: «Отсутствие ответственности за ложь в сети — главная проблема. Мы должны создать систему, в которой каждый специалист будет нести ответственность за свои слова и действия. Мы должны разрушать стереотипы, которые мешают людям обращаться за помощью и получать необходимую информацию у опытных экспертов».
Партнеры мероприятия:
- Цветочная мастерская «Следуй за цветами». Основатель Дарья Ромашева;
- Федеральная сеть тайского СПА премиум класса «Вай Тай». Основатель Лариса Анч;
- Клиника остеопатии и косметологии Bellander;
- «Философи Профессионал», производство и дистрибуция препаратов для профессиональной медицинской косметологии. Основатель бренда Виктория Кузьмина;
- Бренд уходовой косметики SIYAI. Сооснователь Андрей Печий.