Бэкап: правила эффективности в облачной перспективе
С развитием технологий, бэкап становится более гибким и эффективным, принимая множество новых форм и моделей реализации
Руководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт».
Цифровизация и сопутствующий ей рост объемов информации, а также повышение ее значимости для принятия критически важных управленческих решений все чаще требует надежных систем бэкапа и восстановления. Таких, которые смогут оперативно «возвращать к жизни» ИТ- и производственные процессы после непредвиденных сбоев.
Современная бэкап-философия: свое облако
С развитием технологий, бэкап становится более гибким и эффективным, принимая множество новых форм и моделей реализации. В настоящее время специалисты пришли к выводу, что система резервного копирования в ИТ-ландшафте должна существовать как отдельный продукт с расширенной функциональностью, из-за постоянно растущего количества угроз.
И если раньше основная задача СРК заключалась в простом бэкапе и восстановлении данных, то теперь все намного сложнее.
Например, вирусы-шифровальщики или вымогатели (ransomware), могут зашифровать не только сами данные и сервисы компании, но и их резервные копии, хранящиеся на локальных серверах (например, недавняя громкая история с вредоносом RuRansom, который уничтожал данные в российских системах). Решением здесь становится использование различных сценариев для хранения и восстановления данных из резервных копий.
Одним из основных постулатов резервного копирования является стратегия «3-2-1». Суть заключается в том, что одна из копий хранится вне локальной инфраструктуры компании, обычно в удаленном центре обработки данных (ЦОД), где она изолирована от основных ИТ-систем. В случае сбоя, когда доступ к локальным резервным копиям теряется, данные всегда можно восстановить из этой третьей копии, минимизируя потери данных или полностью их предотвращая.
Стоимость такой модели резервирования обычно невысока, поскольку клиенты платят только за ресурсы, которые они используют для передачи и хранения своих данных в ЦОДе. Основными параметрами тарификации являются исходящий трафик, объем занимаемого хранилища и количество запросов к данным.
Публичный подход
Второй популярный подход — использование для развертывания СРК публичных ресурсов. В этом случае решение размещается не в локальной инфраструктуре компании, а полностью в публичном облаке провайдера.
Арендуются виртуальные машины и хранилища для бэкапов, а также оплачивается исходящий трафик, которые в сумме формируют ежемесячный платеж. В этом случае, даже при полном уничтожении локальной инфраструктуры или длительного отсутствия электроснабжения в регионе, всегда сохраняется возможность полного восстановления данных и ИТ-систем.
Выбор локации восстановления зависит от условий компании. Если имеется «запасная» серверная, не затронутая сбоем, обычно используют ее. Для малого и среднего бизнеса, часто не имеющего второй площадки из-за высоких затрат, логичным решением становится публичное облако.
Этот подход отличается более предсказуемыми сроками восстановления, а также гибкостью в выборе места размещения ПО для резервного копирования. Также, всегда можно перенести все системы и данные к другому облачному провайдеру, обеспечивая бОльшую адаптивность и безопасность.
BaaS для вас
BaaS, или резервное копирование как услуга (Backup-as-a-Service), представляет третью модель организации облачного бэкапа, набирающую обороты на современном рынке.
В этом варианте облачным провайдером предоставляется комплексное решение, включая СРК. Клиент указывает объем данных для хранения, количество виртуальных машин, физических серверов и рабочих станций. Стоимость услуги рассчитывается на основе алгоритма биллинга с помесячной оплатой по принципу «плати по мере использования».
Главное преимущество заключается в том, что клиенту не требуется приобретать лицензии на программное обеспечение СРК, что представляет собой конверсию затрат с капитальных в операционные.
Тем не менее, хотя BaaS-провайдер управляет всеми программными и аппаратными ресурсами, настройка функционала системы, включая параметры резервного копирования, остается ответственностью ИТ-специалиста заказчика.
Полное делегирование управления СРК провайдеру является дополнительной услугой с отдельной оплатой.
BaaS-модель представляет интерес для малого бизнеса, использующего бесплатные инструменты с ограниченным функционалом из-за ограниченного бюджета.
DRaaS — катастрофоустойчивость как сервис
DRaaS (Disaster-Recovery-as-a-Service) предлагает не просто хранение данных в облаке, но и обеспечение полноценной катастрофоустойчивости по сервисной модели.
Ключевое отличие DRaaS — помимо наличия программного обеспечения для резервного копирования, клиентам предоставляются полностью синхронизированные или предварительно настроенные для быстрого запуска виртуальные машины в разных физических локациях.
В DRaaS биллинг формируется на основе традиционных компонентов: объема используемого хранилища, количества виртуальных машин и объема исходящего трафика. Дублирующая инфраструктура уже функционирует в облаке, регулярно обновляясь данными из основной системы.
В случае сбоя происходит автоматическое или ручное переключение на альтернативную площадку, которое осуществляется через систему управления виртуализацией или специальное программное обеспечение-оркестратор. То есть, здесь не просто восстанавливаются данные или настройки системы — можно «поднять» полный дубликат целевого ИТ-ландшафта компании или его фрагмента.
DRaaS существует в двух ипостасях: в рамках первой предусматривается оплата за полноценную параллельную работу дублирующей инфраструктуры. Это может быть актуально в периоды пиковой нагрузки, например, во время «черной пятницы».
Второй вариант дешевле и предусматривает использование неактивной копии виртуальной инфраструктуры, где виртуальные машины с корпоративными сервисами находятся в выключенном состоянии.
Он позволяет быстро активировать «спящую» инфраструктуру в любой критический момент, запустив корпоративные сервисы и загрузив все необходимые данные.
Ищите партнера
Эффективная система резервного копирования должна предусматривать безопасное хранение обширных данных в соответствии с нормативными требованиями, обладать масштабируемостью и гибкостью. Она должна поддерживать интеграцию как с проприетарным ПО, так и с продуктами с открытым исходным кодом.
Важно, чтобы система могла работать как со старыми, так и с новыми приложениями, и в идеале поддерживать различные сценарии размещения данных и модели использования, будь то локальное хранение или облачные решения с разными опциями покупки и подписки.
В виду разнообразия методов работы систем бэкапа, моделей их развертывания и сценариев использования, для оптимального выбора необходим анализ потребностей и инфраструктуры. Он необходим в целях дальнейшей интеграции СРК с текущим ИТ-ландшафтом компании, а также для дальнейшего обслуживания и развития решения.
Реселлеры и дистрибьюторы программного обеспечения могут сыграть ключевую роль в процессе выбора систем бэкапа. Они разбираются в тонкостях различных продуктов и отличий решений, представленных на рынке, а также предоставляют услуги лицензирования, обновлений ПО и могут предложить дополнительные сервисы (мониторинг системы бэкапа, различные варианты облачного развертывания и т.д.).
В итоге их сотрудничество с бизнесом по данному направлению перерастает в формат партнерства, когда на первый план выходит не столько продажа решения как таковая, сколько экспертиза и поддержка на всех этапах как внедрения, так и эксплуатации СРК.