ALP ITSM 21 января 2025

Что нужно сделать с IT в 2025 году, чтобы не отстать от конкурентов

Цель IT-службы компании — поддержка и помощь в развитии бизнеса, хотя на практике часто бывает иначе. Что можно сделать с IT, чтобы в 2025 году получить буст

Дмитрий Бессольцев
CEO сервисной ИТ-компании ALP ITSM

Эксперт в сфере IT. Более 20 лет на рынке IT-услуг: ИТ-аутсорсинг. Прикладной ИТ-аудит и консалтинг. Devops для e-com.

Совет №1. Проведите наконец IT-аудит

Комплексный аудит IT-инфраструктуры и IT-службы компании — основа успешной «прокачки» IT и завязанных на него бизнес-процессов. IT-аудит вскрывает «черный ящик» рисков для бизнеса (и возможностей тоже!). Зачастую об этих рисках могут не догадываться топ-менеджеры и даже IT-менеджмент. Например, руководство компании не знает:

●     создаются ли резервные копии;
●     почему некоторые проблемы не решаются системно, а сбои повторяются;
●     работает ли антивирус и насколько хорошо он защищает данные;
●     почему тормозит 1С и как ускорить работу сервиса;
●     почему некоторые заявки теряются, а другие не решаются месяцами.

Кроме того, собственники бизнеса часто задаются вопросами:

●     правильно ли в компании организована IT-служба;
●     хватает ли сотрудникам компетенций;
●     не переплачивает ли компания айтишникам;
●     хватает ли IT-службе ресурсов;
●     что нужно сделать прямо сейчас, чтобы IT работало на бизнес, а не тормозило его.

Эти вопросы сильно беспокоят бизнес и могут негативно влиять на его развитие. После аудита многие ответы станут очевидны. Например, будет понятно, на решении каких проблем стоит сфокусироваться в первую очередь. И в этом вы будете уже на несколько шагов впереди своих конкурентов.

Совет №2. Забюджетируйте рост зарплат IT-персонала на 15-20%

Если у вас контракт с сервисной IT-компанией — значит, закладываем его индексацию на те же 15-20%. Нужно принять тот неприятный для бизнеса факт, что ежегодно темпы роста зарплат айтишников на рынке примерно такие и пока тенденций к снижению этого темпа не видно. Поэтому правильное решение — просто заложить эти расходы в бюджет.

Кстати, если мы говорим про штатную IT-службу, то нельзя забывать про новый НДФЛ. Первые 2,4 млн рублей дохода облагаются налогом в 13%, а сумма выше — уже по ставке 15% и далее. С учетом того, что зарплаты айтишников немаленькие, они могут выйти за рамки 13-процентного НДФЛ — это нужно учесть.

Совет №3. Честно оцените потребность в IT-персонале и возможности компании

Аудит подскажет, нужно ли бизнесу нанимать дополнительного IT-специалиста в компанию для эффективного обслуживания IT-инфраструктуры, или стоит заменить текущего сотрудника, который не справляется со своими обязанностями — например, на сервисный контракт со зрелой IT-компанией или на более компетентного специалиста.

Вопрос поиска айтишников часто упирается в возможности компании, которые нужно трезво оценить. Если вы искали толкового админа в течение всего 2024 года и не нашли достойного кандидата, то в 2025 году сделать это будет еще сложнее.

Потребности в айтишниках растут, а стремление грамотных специалистов переходить в небольшие компании — нет. На рынке слишком много интересных проектов от крупных игроков и IT-компаний. Нужна компетенция — привлекайте стороннюю компанию. Поиском подходящего IT-подрядчика нужно заняться либо уже сейчас, либо в начале 2025 года.

Совет №4. Разберитесь с торможением информационных систем, на которых завязан бизнес

Яркий пример — плохая работа продуктов 1С. Сервис 1С — технически сложный и при этом критически важный для бизнеса. Он автоматизирует бухгалтерский, управленческий и складской учет, продажи, расчет зарплаты — то есть ключевые бизнес-процессы компании.

За работу сервиса 1С, который можно представить в виде многослойного пирога, отвечают разные сотрудники. Например, код пишут разработчики 1С, за инфраструктуру отвечают системные администраторы, а еще есть специалисты по СУБД. И как раз на стыке этих слоев часто возникают проблемы, из-за которых 1С тормозит, глючит и зависает, что мы часто наблюдаем на практике.

Если IT-служба компании не в состоянии ускорить работу 1С своими силами, то нужно привлечь внешнюю экспертизу — обратиться к экспертам по оптимизации 1С. Они проведут должную диагностику, анализ сервиса, устранят причины «тормозов».

Не терпите. Разобраться с тормозящими бизнес информационными системами вроде 1С нужно обязательно. В 2025 году, который вряд ли будет простым для многих компаний, дополнительные «якоря» не нужны.

Совет №5. Не вкладывайтесь в замену серверного оборудования

Капитальные расходы (CAPEX) на покупку серверов в 2025 году повысятся за счет роста курса доллара, инфляции и сложности поставок оборудования. Проще говоря, серверы будут только дорожать, сроки поставок — удлиняться, а с гарантией все мутно.

Что нужно сделать с IT в 2025 году, чтобы не отстать от конкурентов

В этой ситуации наиболее рациональное решение — перейти в OPEX, то есть мигрировать в облако, арендовав нужные мощности. При этом важно выполнить миграцию грамотно, избежав распространенных ошибок.

Совет №6. Отправьте айтишников на курсы ITSM

Подход ITSM (IT Service Management) фокусируется на практиках управления IT как услугами, которые работают в интересах бизнеса. Курсы ITSM направлены на обучение специалистов эффективному предоставлению IT-услуг, соответствующих потребностям бизнеса и пользователей, чтобы специалисты мыслили более бизнес-ориентированно и шире, чем категориями кода и «железок».

Например, IT-специалист должен понимать, что электронная почта — это не только почтовый «сервак», а Outlook — не просто олдскульное средство для обмена сообщениями между пользователями. Это — ценный для компании сервис, который дает возможность бизнесу получить заказ, сделать отгрузку товара, договориться о скидке, рассрочке, сроках поставки и т.д.

Подход ITSM — наиболее простой способ привить айтишникам бизнес-ориентированное мышление. Это сделает вашу IT-службу на голову более зрелой, чем у ваших конкурентов.

Совет №7. Подпишите договор SLA с IT-службой

SLA (Service Level Agreement) — это документ, который формализует отношения между бизнесом и IT-службой. В нем прописываются сервисы, которые должна поддерживать IT-служба, и условия этой поддержки (например, время реакции на инциденты в зависимости от приоритета, время решения и т.д.).

SLA позволит в цифрах понять, насколько ваша IT-служба справляется с потребностями бизнеса. В большинстве случаев не понадобится составлять объемный договор — достаточно одного-двух листов формата А4.

Главное, чтобы соглашение соблюдалось обеими сторонами, а соответствие работы IT-службы принципам и цифрам, прописанным в SLA, ежемесячно проверялось и обсуждалось на встречах IT и бизнеса.

Совет №8. Не становитесь заложниками IT-службы

Если вам кажется, что вы стали заложниками собственной IT-службы, то вам не кажется — избавьтесь от этой зависимости. Недобросовестные айтишники тормозят ваш бизнес.

Если вкратце, то «красными флагами», сигнализирующими о вашей губительной зависимости, можно считать привилегированное положение IT-службы, отторжение новых сотрудников, нежелание проводить модернизацию и внедрять инновации, отсутствие SLA и непрозрачные процессы.

Совет №9. Займитесь поиском надежных партнеров

Постарайтесь найти несколько надежных компаний, которые будут поддерживать вас IT-экспертизой при необходимости. Например, вам могут понадобиться партнеры по поддержке IT-инфраструктуры, веб-разработке или продуктам 1С. Заручитесь их поддержкой заранее.

Это нужно для того, чтобы в любой момент вы могли воспользоваться внешней компетенцией, если экспертизы собственной IT-службы не хватает. Бизнесу нужно развиваться, в том числе с точки зрения IT. Для этого и нужен доступ к экспертным компетенциям.

Совет №10. Пригласите IT-директора на аутсорсе, если не справляетесь собственными силами

Если в компании нет грамотного IT-менеджера или он не в состоянии обеспечить должную работу IT-инфраструктуры, то пригласите IT-директора на аутсорсе. Этот специалист станет источником свежих идей, а главное — драйвером тех изменений в IT, которые нужны вашему бизнесу и о которых мы говорим в этой статье.

Если ваши конкуренты — небольшие компании, скорее всего, у них нет IT-директора. Это значит, что их IT развивается медленнее и хаотичнее, чем должно. Обойдите их.

Что еще нужно сделать для повышения эффективности IT-службы

Что нужно сделать с IT в 2025 году, чтобы не отстать от конкурентов

В качестве бонуса назову еще два фактора, на которые следует обратить внимание в 2025 году:

  1. Импортозаместите что-нибудь. Я против «огульного» импортозамещения. Однако тенденции таковы, что рано или поздно от привычных зарубежных решений придется полностью или частично отказаться. Например, от использования почты Google, онлайн-офиса Google Docs, ряда сервисов Microsoft и т.д. Заменить их можно аналогичными отечественными сервисами, включая решения Яндекс или Mail.ru.
    Поставьте айтишникам или некоторым сотрудникам вместо Microsoft Office российские «Мой офис» или «Р7-Офис». Можно оставить и то, и то. Не хватает сил, времени и желания делать полноценный проект — запустите пилотный. Так, совершив небольшие усилия, в критический момент вы будете более подготовлены, чем большинство ваших конкурентов.
  2. Внедрите CRM-систему. Внедрение CRM — не вполне моя тема, но я не устаю про него говорить. Если представить бизнес живым организмом, то продажи — это кровь любого бизнеса, а CRM — сердечно-сосудистая система, обеспечивающая непрерывное движение кровяных клеток.
    Не нужно внедрять «тяжелую» CRM — достаточно готовых решений на базе AmoCRM и Битрикс24. Не важно, как внедрять CRM (своими силами или с помощью партнера), важнее — обеспечить менеджеров надежным и понятным сервисом, который будет способствовать росту продаж.

И напоследок хочу поздравить коллег и партнеров с наступившим Новым годом! Желаю всем найти силы и ресурсы для того, чтобы в 2025 году усовершенствовать работу вашей IT-службы, увеличить прибыль и превзойти конкурентов.