АИП 11 ноября 2024

Как Ассоциация импортозамещающих предприятий развивает экономику России

Генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин рассказал о новых проектах и способах их достижения

Сергей Ярутин
Генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий

Генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий, юрист, экономист

Сергей Александрович, почему было принято решение подключиться к проекту РБК?

РБК Компании — для нас новый формат взаимодействия с целевой аудиторией. Детально изучив проект, решили принять в нем участие, так как он полностью совпадает с нашими задачами по системному развитию экономики России. Видим в нем перспективу для участников и партнеров Ассоциации как для развития партнерских отношений, так и для создания информационной площадки, где заинтересованные стороны могут найти актуальные новости бизнеса компаний.

Над какими проектами в настоящее время работает Ассоциация импортозамещающих предприятий?

За последние два года мы, как организация, сильно изменились. Начиналось с простых задач по поддержке и развитию того или иного бизнеса, с поиска технологий и тех сторон, которые в них заинтересованы.

Сейчас мы заняты формированием целых секторов экономики. В частности, объединяем в единые цепочки сотни предприятий для достижения положительного результата. Плотное взаимодействие с государственными структурами помогает значительно быстрее двигаться. Пользуясь преимуществами мер государственной поддержки, даже в это непростое время бизнес способен развиваться.

Что касается проектов, есть простые, но интересные направления: «Формула Брикс» и Международная сельскохозяйственная выставка. Такие направления укладываются в концепцию импортозамещения и позволяют предоставить нашим зарубежным партнерам актуальные продукты в разных областях.

Есть большие, критически важные задачи: авиастроение, судостроение, двигателестроение. Самые сложные вопросы по этим направлениям — не финансирование, а кадры и технологии.

Мы можем гордиться тем, какую команду собрали в авиастроении. Важно не только быть уверенным, что линейки самолетов под региональную авиацию будут созданы, но и значительно сократить сроки их появления.

Изначально мы отказались от мысли создания с нуля модельного ряда самолетов. Такое проектирование заняло бы много времени. Мы взяли за основу существующие наработки и имеющиеся в наличии комплектующие, на данный момент заняты формированием ресурса потенциальных поставщиков и разработчиков.

Есть вопросы по новым материалам. Стараемся максимально привлечь российские компании производителей, так как это вопрос национальной безопасности. Не хочется оказаться в ситуации, когда самолет не может быть собран из-за отсутствия хотя бы одного из компонентов, а их тысячи.

Недавно мы проводили переговоры с производителем электронных компонентов АО НПЦ «ЭЛВИС», изучали их возможности, и проработаем варианты решений. Существует сильная команда по аддитивным технологиям — Total Z, с ними обсуждаются варианты работы не только в авиастроении, но и судостроении, двигателестроении и многом другом.

При этом мы прекрасно отдаем себе отчет, что любые технологии будут обязательно сертифицироваться согласно нормам Российского законодательства и мы, так же как Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК), столкнемся с необходимостью скорейшего прохождения. Уверены, что к качеству нашей продукции будет приковано повышенное внимание, ведь мы не такой гигант как ОАК, но для нас это даже хорошо — мы изначально делаем ставку на сверхнадежность наших самолетов.

Какие вызовы еще нас ждут в авиастроении?

В первую очередь — кадры. Именно кадры решают, будет ли существовать производство. В России — это важнейший вопрос сегодняшнего дня. Необходимо не только найти нужное количество людей, но и организовать вопрос их постоянного образования и наработки навыков. Этот процесс будет запущен параллельно строительству завода по выпуску самолетов. Критически важным станет размещение работников. Единственным верным решением мы считаем строительство отдельного микрорайона под эту задачу, с качественным жильем, детским садом, школой, медицинским учреждением и прочей инфраструктурой, включая организацию их полной безопасности. Мы применим научные знания Академика Вячеслава Александровича Ильичева и разработки АНО «Институт устойчивого развития поселений», а также опыт некоторых компаний-партнеров ассоциации, одной из таких является Экологика (создают жилой район ZORI в Свердловской области).

Во-вторых, мы поменяли подход к использованию технологий авиапроизводства. Планируем применить более современные технологии даже при создании авиапредприятия. Многих удивит, что часть сооружений будет не в форме прямоугольника, а в форме купола. Это элемент сбережения энергии и надежности сооружений, не говоря о том, что значительно сэкономит средства на дальнейшей эксплуатации. Изменится система освещения, оно будет максимально подходить к биоритмике человека. Даже такие, казалось бы на первый взгляд, незначительные вопросы, очень важны.Так мы не только повысим качество труда, но и снизим затраты по электроэнергии.

Важно будет решать вопросы даже по вентиляции, сейчас ведем переговоры с российским производителем компанией Globalclimat по выработке совместных решений. Проработка вариантов применения того или иного материала для создания авиазавода имеет колоссальное значение. Даже всем привычный бетон — планируется с добавлением в него материалов, разработанных учеными Института технической химии РАН.

Где разместится завод по авиастроению?

Уже решено, что необходимо иметь две площадки. Одна должна находиться в Европейской части РФ. Мы ведем переговоры с Волгоградской областью. Там, благодаря Губернатору Андрею Бочарову, есть задел по системе образования в области полетов. Существует техническая возможность размещения учебного инженерного центра. Смогут ли они принять на территорию высокотехнологическое производство и микрорайон? Полагаем возможность есть, но итоговое решение, конечно за региональными властями. Вторая площадка будет располагаться на Дальнем Востоке, благо команда Полномочного Представителя Президента РФ Юрия Петровича Трутнева, Корпорация развития Дальнего Востока и Министерство развития Дальнего Востока очень активны.