Айбим 3 октября 2025

Цифровая трансформация группы компаний «Шар-Курылыс» (Казахстан)

Как структурировать потоки и повысить качество данных, сократить ошибки в бизнес-процессах и наладить взаимодействие сотрудников между собой

Задача и причина

Задача

Нужно было навести порядок: структурировать потоки и повысить качество данных, сократить ошибки в бизнес-процессах и наладить взаимодействие сотрудников между собой.

Причина

Система, которую использовал клиент, не обеспечивала сквозного управления и интеграции всех участников проекта, а внесение корректировок требовало больших усилий.

Заказчик

Шар-Кұрылыс — казахстанская группа компаний полного цикла: от проектирования и девелопмента до производства и монтажа. Владеет собственным домостроительным комбинатом. Успешно работает на строительном рынке с 1995 года.

С какой проблемой пришел заказчик

До обращения в Айбим в компании использовали систему 1С. Однако со временем команда поменялась, бизнес-процессы видоизменились, и систему стало сложно адаптировать к новым условиям. Она не обеспечивала сквозного управления и интеграции всех участников проекта, а внесение корректировок требовало больших усилий.

Нужно было навести порядок: структурировать потоки и повысить качество данных, сократить ошибки в бизнес-процессах и наладить взаимодействие сотрудников между собой.

Так появилась необходимость системной цифровизации рабочих процессов на разных уровнях. Что надо было цифровизировать:

  • планирование и контроль строительства (через внедрение календарно-сетевого планирования),
  • формирование и контроль бюджета,
  • тендерные процедуры,
  • работу с BIM-моделями (из модели нужно было получать машиночитаемые данные для передачи в ERP-систему завода и последующего распределения заданий на конкретные станки),
  • передачу исходных данных для процессов производства строительных изделий.

Глобальные задачи проекта — повысить управляемость, прозрачность и точность на всех этапах строительства, устранить дублирование данных и ошибки, ускорить принятие решений.

Какое решение мы предложили

После консультации со специалистами Айбим заказчик выбрал следующие цифровые инструменты:

PLAN-R — для календарно-сетевого планирования и управления проектами.

Larix.EST — для формирования бюджетов по корпоративным расценкам. В компании уже был корпоративный справочник, но разработанный под 1С и Excel. Требовалось адаптировать его под новые процессы.

Larix.Contract и Larix.Tender — для взаимодействия с подрядчиками и организации тендеров.

Autodesk Docs — для связи с проектировщиками и доступа к актуальным данным проекта.

Signal inspection – для получения и систематизации фотоотчетов со стройплощадки.

Также заказчик сам заменил систему для административного документооборота с Lotus IBM на DOC V. Это коробочное решение, которое позволяет адаптировать систему под собственные нужды без привлечения разработчиков и внесения изменений в программный продукт.

Чингисхан Файзулин, руководитель отдела цифровой трансформации, Шар-Кұрылыс:

«В отличие от перегруженных решений вроде Primavera PLAN-R стал для нас не просто инструментом, а цифровой средой для кросс-функционального взаимодействия. Теперь все участники работают с актуальными данными в режиме реального времени».

Работа над проектом

Масштабный проект по комплексной цифровизации компании стартовал летом 2023 года и продолжается до сих пор.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе эксперты Айбим провели аудит внутренних бизнес-процессов. Затем была сформирована рабочая группа из 20 человек, куда вошли сотрудники из разных отделов, департаментов и даже компаний из группы «Шар-Кұрылыс» (строительный, финансовый, юридический блоки, проектировщики, завод).

На стратегических сессиях с топ-менеджерами и рабочей группой определили цели, задачи и планируемые результаты. А в ходе интервью с ключевыми сотрудниками (специалистами ПТО, директорами по строительству, начальниками участков) выяснили их потребности и мнения по поводу того, насколько корректно настроена текущая работа.

Внедрение

Совместно с заказчиком специалисты Айбим сформулировали цели и задачи, определили подходы и инструменты, после чего разработали дорожную карту и документы для управления проектом. Работу разделили на блоки, указав сроки их реализации и планируемые результаты.

Внедрение ПО проводили комплексно, но основной упор был сделан на PLAN-R и КСП. Параллельно вели настройку Larix, DOC V, Autodesk Docs.

Ключевые сложности и решения

Чингисхан Файзулин, руководитель отдела цифровой трансформации, Шар-Кұрылыс:

«Основным препятствием стала неготовность команды отказаться от привычных рабочих процессов — и это рядовая ситуация. Чтобы преодолеть сопротивление, мы провели серию встреч для разъяснения целей предстоящих изменений. В некоторых случаях, когда убеждение не срабатывало, приходилось прибегать к ультиматумам. В итоге наши сотрудники смогли адаптироваться, хотя это и потребовало от них времени и усилий».

Анализ текущих процессов выявил дисбаланс в распределении персонала. Благодаря пониманию реальной ситуации руководители отделов смогли оптимизировать загрузку сотрудников и обосновать потребность в дополнительных ресурсах. Например, для сметного отдела наняли новых специалистов. Это позволило повысить эффективность работы в целом.

Отдельную трудность представляло само масштабирование изменений. Чем крупнее бизнес, тем он более ригидный. В компаниях с большим штатом изменения внедряются медленнее из-за сложных внутренних процессов. А трансформации в одной структуре по эффекту домино неизбежно затрагивают связанные с ней организации.

Обучение

Обучение сотрудников сначала проходило онлайн. Затем проводились очные встречи.

Всего обучение прошли 17 человек:

  • специалисты ПТО — 8 человек,
  • сметчики — 3 человека,
  • специалисты тендерно-договорного отдела — 2 человека,
  • начальники участков — 4 человека.

Основной функционал был освоен за 2–3 месяца. Тем не менее процесс обучения продолжается, так как проект еще не завершен, и компания продолжает цифровизироваться.

Надежда Раковская, бизнес-аналитик Айбим:

После завершения основного обучения в «Шар-Кұрылыс» наладили систему наставничества. Она не только позволяет поддерживать единый подход к работе, но и тиражирует ценности компании на все уровни сотрудников. Новые специалисты быстрее вливаются в работу. А шансов, что уход одного опытного сотрудника повлияет на эффективность целого отдела, становится гораздо меньше.

Результат

Что уже сделали. Удалось внедрить новую единую методологию календарно-сетевого планирования. Благодаря этому можно своевременно выявить пространственно-временные коллизии и обеспечить более точное планирование строительно-монтажных работ (СМР). Удается избегать простоев в работе подрядчиков и оперативно собирать данные о фактически выполненных объемах работ. Кроме того, повысилась осведомленность участников о текущем состоянии проектов.

Чингисхан Файзулин, руководитель отдела цифровой трансформации, Шар-Кұрылыс:

«Теперь мы видим проект как единую систему, а не набор разрозненных элементов. Это снижает число сбоев и ускоряет принятие решений. Особенно хочу подчеркнуть, что специалисты Айбим не просто квалифицированные интеграторы, но профессионалы, глубоко понимающие специфику строительной отрасли. Их экспертиза и сопровождение позволяют нам не только эффективно использовать внедренные инструменты, но и уверенно осваивать новые решения».

Все графики по всем проектам уже реализованы в системе PLAN-R. Сейчас сотрудники заказчика ведут в ПО одновременно шесть проектов. Параллельно специалисты Айбим развивают новые функции и возможности в системе и консультируют по возникающим вопросам.

Также начали использовать Larix.Tender: в системе собирают и анализируют коммерческие предложения от подрядчиков.

Кроме того, в компании внедрили новую систему управления продажами MacroCRM, которая позволила автоматизировать процесс: от первого посещения покупателя до передачи ключей.

Что предстоит сделать. Модули платформы Larix все еще внедряются, поскольку требуется их адаптация под особенности казахстанского рынка.

Например, компания сотрудничает только с подрядчиками, работающими с НДС, поэтому лишь такие подрядчики должны попадать в систему. После доработок закрытие всех работ, а также закупки для СМР будут происходить в системе Larix.

Продолжается разработка и адаптация справочника.

Чингисхан Файзулин, руководитель отдела цифровой трансформации, Шар-Кұрылыс:

«Цифровая трансформация «Шар-Кұрылыс» — это не просто модернизация процессов, а мощный шаг в будущее, где инновации, прозрачность и эффективность становятся основой успеха. Группа компаний, начавшая свой путь в 1995 году, сегодня задает новые стандарты строительной отрасли Казахстана, доказывая, что смелость к переменам и стратегическое видение способны преобразить бизнес, вдохновляя рынок и открывая горизонты для новых свершений».

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше