Деснол Софт 29 января 2025

Три главных эффекта от внедрения 1С:ТОИР КОРП в 2024 году

Деснол подвел итоги 2024 г., выделив 3 ключевых эффекта, достигнутых клиентами благодаря проектам по созданию единой цифровой среды управления активами

Денис Труфакин
Директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол Софт», российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР.

Куратор и участник проектов цифровизации ТОиР на десяти производственных площадках России в роли главного инженера и руководителя технического управления

Начиная с 2022 г., отмечается значительный рост интереса к решениям экосистемы 1С:ТОИР по всей партнерской сети фирмы «1С». Среднегодовой темп роста продаж за последние три года превысил 57%. Наибольший интерес к проектам по автоматизации процессов управления активами наблюдается со стороны агропромышленного комплекса, нефтегазового сектора и пищевой промышленности. Основными предпосылками цифровой трансформации в 2024 г. чаще всего становились потребность в качественных данных о состоянии производственных активов, а также желание предприятий проанализировать и улучшить свою производственную и операционную эффективность, которая охватывает вопросы оптимизации бизнес-процессов, управления персоналом, практики применения автоматизированных систем и технологий.

Цифровым фундаментом для таких изменений является «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП». Решение принадлежит к классу EAM (Enterprise Asset Management) и реализовано на платформЕ «1С:Предприятие» редакции 8.3. На волне импортозамещения EAM-система стала особенно популярна, т.к. позволяет не только автоматизировать весь цикл работы ремонтных служб и создать единую цифровую среду, но и имеет встроенные механизмы обмена данными с ключевыми программными продуктами единой системы решений «1С», отвечающими за управление персоналом и заработной платой, бухгалтерию, документооборот, торговлю, складскую логистику, мониторинг промышленного оборудования и безопасность.

В 2024 г. российские предприятия показали эффективность, связанную с качеством и доступностью данных о состоянии и составе активов, оптимизацией складских запасов и трудозатрат, скоростью получения необходимой для проведения ремонтных работ информации, сокращением длительности ремонтов и простоев оборудования. 

Эффект 1. Ускорение получения технической документации и сокращение трудозатрат на поиск информации. До цифровизации ТОиР многие компании хранят основную информацию о нормативах, паспортах оборудования, технической документации, планово-предупредительных ремонтах, осмотрах и дефектах на бумажных носителях, что затрудняет доступ к оперативным данным о неисправностях и проведенных работах, лишает возможности объективно оценить степень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами для качественного планирования работ. EAM-решение по управлению процессом технического обслуживания и ремонта активов позволяет видеть историю обслуживания, создать прозрачную систему учета оборудования и обеспечить контроль над всеми ремонтными работами. Так, Кондопожский ЦБК в результате проекта автоматизации смог ускорить получение технической документации на 20%, поиск информации по проводимым ремонтам — на 10–15%, на 25% стал быстрее получать сведения о составе оборудования и паспортных данных.

Создание единой цифровой среды для управления процессами ТОиР имеет особую ценность для территориально-распределенных служб. Например, для компании «Энерго Сервис» самой важной задачей было сформировать единую информационную среду для центрального офиса и трех газотурбинных электростанций, которые располагаются на удаленном друг от друга и офиса расстоянии — между станциями и офисом 500 и 600 км. Благодаря автоматизации инженерный состав центрального офиса смог оперативно получать информацию о составе оборудования, истории его обслуживания и ремонтах, а связанные с этим трудозатраты сократились 25%.

Эффект 2. Сокращение длительности ремонтов и простоев оборудования. Значительное увеличение фонда оборудования, развитие новых продуктовых направлений и необходимость перехода от ручного управления к процессной модели стали предпосылками перехода в 2024 г. ИНК на новую версию 1С:ТОИР КОРП редакции 3.0. Проект трансформации системы управления активами повлек за собой внедрение лучших практик управления производственными активами, автоматизацию сквозных бизнес-процессов и интеграцию EAM-системы с 20 смежными ИТ-продуктами и сервисами. В результате проекта длительность ремонтов, а также связанных с ними простоев оборудования сократилась на 20–25%. По итогам 2024 г. этот проект оказался не только самым масштабным для Деснола, но и знаковым для всего топливно-энергетического комплекса страны.

Эффект 3. Оптимизация складских запасов. Единый цифровой контур, который создается с помощью EAM-решения, смежных сервисов, мобильных приложений и систем, позволяет анализировать и корректировать ремонтные стратегии, а также смотреть на запасы с учетом привязки к конкретному оборудованию, частоты использования тех или иных запасных частей, формировать политику управления запасами на основе точных данных. При этом процесс пополнения и списания товарно-материальных ценностей, как и весь процесс бюджетирования ремонтной деятельности, может стать полностью прозрачным

Концентрируясь на этих аспектах, ГК «Агропромкомплектация» при переходе на новую версию 1С:ТОИР КОРП редакции 3.0 создала единый центр хранения данных по ремонтам и оборудованию, а интеграция с 6 смежными системами позволила использовать в работе вспомогательные справочники и передачу данных в бухгалтерию, кадровую службу и на склад. Предприятие на 20% повысило эффективность складских запасов, имеет возможность анализировать и корректировать ремонтные стратегии, а также смотреть на запасы с учетом привязки к оборудованию, их оборачиваемости и уровням хранения.