Общие ценности и разные компетенции: принципы эффективного партнерства

О плюсах и минусах сотрудничества с партнером при открытии и ведении бизнеса рассказала Оксана Артюхина, бизнес-тренер, наставник и ментор

Оксана Артюхина
Бизнес-тренер, наставник и ментор предпринимателей

Совладелец и идейный вдохновитель «Центра профессий будущего», совладелец компании «Папа Сделал», бизнес-трекер и консультант, автор обучающих курсов для бизнесменов. Автор книги «Бизнес живет 3 года»

Предприниматели, стоящие на старте своего пути, часто размышляют над вопросом, нужен ли им партнер, и многие приходят к выводу о том, что без компаньона им не обойтись. Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе в нашем сегодняшнем материале.

Вдвоем или в одиночку

Итак, прежде всего, чтобы понять, нужен ли вам партнер, следует задать себе самый главный вопрос: «Зачем мне напарник?» Если ваш ответ сводится к тому, что партнер будет заниматься продажами, предоставит финансирование или возьмет на себя выполнение каких-то задач, недоступных вам по функционалу, то вам действительно стоит продолжить размышления в этом направлении и начать поиск подходящей кандидатуры.

Однако если ваши мысли связаны с желанием заручиться надежной поддержкой и работать в дружеской атмосфере, то, скорее всего, партнер для бизнеса вам не нужен. Ведь речь идет скорее о том, что вам кажется, что с партнером вы будете чувствовать себя увереннее. В таком случае более рациональным решением станет обращение к бизнес-консультанту, который поможет вам наладить структуру бизнеса или к психологу, чтобы преодолеть ваши страхи и неуверенность. 

Немного о плюсах 

Одним из преимуществ сотрудничества с партнером на начальном этапе бизнеса является то, что вам не придется сразу ему платить оговоренную заработную плату, а на старте проекта очень важно иметь как можно меньше обязательств, которые не зависят от результатов работы компании. Так вы можете привлечь к своему делу компетентного и увлеченного специалиста, который поможет развивать ваш проект в правильном направлении, при этом его вознаграждение может оказаться даже ниже рыночной стоимости, пока компания еще не прошла путь до серьезного оборота.

Такой партнер на старте проекта не только разделит с вами риски, но и может стать вашей путеводной звездой в мире бизнеса. Возможно, у него также имеется доступ к ценным ресурсам и связям, которых вам не хватает. К примеру, если вы собираетесь заниматься производством сыра, а ваш партнер уже обладает опытом продаж колбасы в розничные сети, это будет отличным и выгодным вариантом взаимодействия. Ведь такой человек знает, как правильно работать с магазинами и что необходимо для успешных продаж, чтобы они «залетели» и тем самым обеспечили быстрый рост вашего общего бизнеса.

Сотрудничество с опытным партнером позволяет не только сократить начальные затраты, но и совместно достигнуть значительных результатов, при этом не устанавливая строгих рамок заработной платы на старте. 

Минусы сотрудничества 

Вместе с тем партнерство — это долгосрочные и нередко сложные отношения между людьми.И не всегда эти отношения вам смогут приносить только радость.

Выбирая себе партнера, важно учитывать то, что вы входите в отношения с человеком, которые будут существовать в долгосрочной перспективе — представьте себе, целых десять лет, а то и больше. Конечно, если вы запускаете небольшой бизнес, то велика вероятность, что вы проведете вместе всего пару лет. Но в случае с «большим» бизнесом следует понимать, что ваш партнер пробудет рядом с вами не одно десятилетие, и поэтому он должен максимально соответствовать вашим ожиданиям на многие годы вперед. 

Если на старте бизнеса вам не удается наладить комфортное общение с партнером, это может привести к серьезным проблемам в будущем, даже несмотря на потенциальные финансовые преимущества общего дела. Непонимание друг друга или сложившиеся токсичные отношения могут сделать совместную работу просто невыносимой, а постоянные споры и разногласия со временем становятся причиной потери мотивации и настоящим препятствием для успешного ведения бизнеса. Чтобы этого не допустить, необходимо тщательно выбирать кандидата в партнеры, особенно на этапе создания проекта. 

На что обращать внимание при выборе партнера

Поиск партнера — это серьезный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа и обдумывания. При выборе напарника важно учитывать то, какую ценность он может внести в ваш проект. В первую очередь следует обратить внимание на то, чем именно ваш партнер может быть полезен проекту: он должен приносить в дело нечто уникальное, отличающееся от ваших собственных навыков и компетенций.

Представим себе ситуацию: если вы оба обладаете одинаковыми умениями — например, катаете вы оба — гиды, то вряд ли ваше сотрудничество будет эффективным. И часто предприниматели думают, что партнер заменить его в выходные или в отпуске. Но это не партнерство. Проекту нужна еще масса компетенций: маркетинг, финансы, продажи и т.д. А если никто из вас ими не обладает, то ваш проект быстро схлопнется. А вы поссоритесь. Настоящий партнер — это тот человек, который может «закрыть» ваши слабые стороны своей экспертизой и навыками, которыми вы не обладаете, причем его компетенция должна быть действительно «сильной» и значимой для развития бизнеса. Например, вы можете заниматься производством определенного продукта, а ваш партнер — отвечать за продвижение товара на рынке: так каждый из вас будет играть свою уникальную и важную роль в общем деле. 

Хочу подчеркнуть, что в данном контексте мы не рассматриваем инвесторов, которые могут предоставлять финансовую поддержку, не принимая «живого» участия в бизнесе. Здесь же речь идет о полноценном сотрудничестве, где каждый партнер привносит в проект что-то свое, необходимое для достижения целей, выполняя свой функционал и доверенные ему обязанности. 

Важно заранее прописать перечень задач для успешного проекта и искать партнеров и сотрудников так, чтобы все они были обеспечены кадрами.

Как построить эффективные деловые отношения — основные принципы

Предположим, вы планируете запустить производство и ищете партнером в команду опытного «продажника»: идея хорошая, и по функционалу, вроде бы, все понятно. У вас есть два кандидата: один из них владеет торговой компанией с отличными финансовыми показателями, и со стороны все выглядит прекрасно. Но стоит задаться вопросом: насколько вы ему действительно нужны и интересны?

При более детальном изучении кандидата и его прошлого может выясниться, что ранее он уже «подмял» под себя несколько производственных компаний и закончил сотрудничество с ними не самым приятным образом: тогда и у вас есть все шансы оказаться в аналогичной ситуации. И даже если в начале ваших деловых отношений все кажется многообещающим, в дальнейшем такой партнер может начать присваивать успешные активы и избавляться от тех, которые, по его мнению, менее перспективны. 

Поэтому прежде, чем принимать решение, вам стоит как можно больше узнать о человеке, с которым вы собираетесь строить бизнес: над какими проектами работал ранее, с кем сотрудничал в бизнесе и каких результатов добился. 

Теперь рассмотрим второго кандидата: он держится «особняком», склонен действовать в одиночку, и кажется, что ему вообще никто не нужен. Скорее всего, вы предположите, что он будет сильно вас контролировать и предъявлять высокие требования. Подходит ли вам такой компаньон, решать только вам. Но очень важно, чтобы партнеры дополняли друг друга, а взаимодействие между ними выстраивалось на принципах доверия. Если вы смотрите на человека и понимаете, что не можете ему доверять по тем или иным причинам, лучше остановитесь: это не ваш партнер. Если на этапе переговоров вы чувствуете, что не находитесь на равных, и давление возрастает, это тоже тревожный сигнал.

Безусловно, у всех участников команды должна быть одинаковая заинтересованность и вера в успех проекта, взаимная готовность доверять друг другу и открыто говорить о проблемах и перспективах бизнеса. 

Открытый диалог 

Все важные моменты следует обсудить заблаговременно. Для беседы я советую выбрать спокойное место вдали от повседневной суеты: удобно устройтесь за столом переговоров, задайте друг другу интересующие вопросы, честно отвечайте и внимательно слушайте собеседника, задавая дополнительные вопросы по ходу диалога.

Задайте потенциальному партнеру вопросы о том, каким он видит будущее вашего дела. Обсудите, что произойдет в случае финансовых потерь, ведь при реализации любого проекта всегда существует определенный риск. Озвучьте и собственную позицию по этому вопросу, поскольку на старте бизнеса важно понимать, как оба партнера отнесутся к подобным ситуациям. Что вы будете делать, если проект окажется успешным? Куда планируете направить заработанные средства — в «карманы» или в дальнейшие инвестиции для расширения компании? До какого уровня вы хотите дорасти? Маленький магазинчик или несколько заводов? А что вы будете делать, если кто-то из вас захочет выйти из проекта? Все эти моменты следует заранее обсудить. 

И если у вас возникают даже малейшие сомнения относительно партнера, то, возможно, вам стоит рассмотреть другие варианты сотрудничества с ним. Не всегда обязательно делиться долей в бизнесе: существуют и другие форматы взаимодействия, которые могут быть для вас более подходящими. 

Собственный пример

У меня есть опыт ведения бизнеса с супругом, друзьями и даже совершенно незнакомыми людьми, и я могу сказать, что он оказался весьма успешным благодаря моей внимательности, реалистичному взгляду на мир и четкому пониманию того, что люди несовершенны. 

Прежде, чем вступать в партнерские отношения, я тщательно обдумываю возможные последствия этого шага и стараюсь проговорить все детали. Если у меня возникают сомнения, я, конечно же, отказываюсь от сотрудничества. Партнерство должно основываться на доверии и уважении, поэтому важно смотреть на потенциального партнера как на человека, с которым вы готовы прожить долгую жизнь, подстраиваясь друг под друга и находя компромисс в любых даже самых непростых ситуациях. 

Я часто говорю предпринимателям о том, что при выборе партнера для бизнеса желательно находиться с ним на одном уровне восприятия и иметь схожий опыт. Хорошо, когда партнеры примерно одинаково развиты в плане бизнеса, потому что когда один предприниматель в этом деле уже «собаку съел» и готов разбрасываться миллионами направо и налево, а вы только вчера начали вязать браслетики и для вас 100 тысяч рублей — это огромные деньги, могут возникнуть сложности. Поэтому важно выбирать партнера, который обладает схожим видением. И когда вы размышляете о том, куда хотите прийти — ваши планы совпадали.