Как развивается сфера взыскания в России

Как стратегия просуживания способствует росту рынка взыскания? Об этой и других тенденциях рынка коллекшн рассказывает эксперт Анна Белкина

Анна Белкина
И.о. операционного директора «Интел Коллект»

Эксперт по судебному взысканию задолженности

Последний год мы наблюдаем рост рынка по объемам средств. На наш взгляд, одна из причин такой динамики: увеличение числа выдач у микрофинансовых организаций. Ликвидность долговых портфелей при этом стала выше, а цены на них остались на уровне второй половины 2022 года. Так как коллекторские агентства работают преимущественно с портфелями МФО, это способствовало росту рынка взыскания.

Кроме того, на развитие рынка взыскания повлиял и комплексный подход к коммуникации с клиентом. Сейчас коллекторы взаимодействуют с должниками через кредитные организации, ФССП, СМС, почту, личный кабинет и другие средства коммуникации. Взыскатели используют все возможности, чтобы сообщить клиенту о необходимости погасить задолженность и об ответственности, которая наступает в случае уклонения от своих обязательств.

Еще одна причина развития рынка, по нашему мнению, — это применение эффективной стратегии просуживания, благодаря которой коллекторские агентства стали успешнее взыскивать долги на всех стадиях. А за счет автоматизации и активного развития электронного документооборота процедура подачи иска ускорилась и стала дешевле.

На динамику рынка влияют и макроэкономические факторы: когда экономика стабильна или растет, количество клиентов коллекторских агентств падает. Если же экономика стагнирует, снижается или растет недостаточными темпами — спрос на услуги взыскания задолженности возрастает.

При этом на объеме рынка отразились и регуляторные изменения прошлых лет. Изменения в законодательстве способствовали уходу с рынка «серых» игроков и организаций, для которых взыскание задолженности не является основным видом деятельности.

Также отметим, что в законодательстве впервые зафиксировали понятие коллекторского бизнеса как профессиональной деятельности. Это и повысило ответственность участников этого бизнеса, и наделило их статусом профессиональной организации в сфере взыскания.

Изменения коснулись и порядка взаимодействия с должниками — они сделали его более современным и прозрачным. 

Улучшить показатели получилось и за счет автоматизации операционных процессов и внедрения высокотехнологичных решений на основе Machine learning и Data Science. В целом, цифровая трансформация бизнеса — один из трендов рынка collection в этом году. Искусственный интеллект уже активно внедряется во все процессы коллекторских организаций, находит свое применение на всех этапах жизненного цикла взыскания.

Еще одна заметная тенденция сферы взыскания в этом году — использование автоматизированного интеллектуального агента (АИА). Это специальные программы, которые могут осуществлять взаимодействие с должником: отправлять голосовые сообщения, распознавать и генерировать речь, поддерживать сценарии диалога. При этом сообщения от такого агента приравнивают к действиям человека, соответственно, на них действуют существующие ограничения.