Как развивается сфера взыскания в России
Как стратегия просуживания способствует росту рынка взыскания? Об этой и других тенденциях рынка коллекшн рассказывает эксперт Анна Белкина
Эксперт по судебному взысканию задолженности
Последний год мы наблюдаем рост рынка по объемам средств. На наш взгляд, одна из причин такой динамики: увеличение числа выдач у микрофинансовых организаций. Ликвидность долговых портфелей при этом стала выше, а цены на них остались на уровне второй половины 2022 года. Так как коллекторские агентства работают преимущественно с портфелями МФО, это способствовало росту рынка взыскания.
Кроме того, на развитие рынка взыскания повлиял и комплексный подход к коммуникации с клиентом. Сейчас коллекторы взаимодействуют с должниками через кредитные организации, ФССП, СМС, почту, личный кабинет и другие средства коммуникации. Взыскатели используют все возможности, чтобы сообщить клиенту о необходимости погасить задолженность и об ответственности, которая наступает в случае уклонения от своих обязательств.
Еще одна причина развития рынка, по нашему мнению, — это применение эффективной стратегии просуживания, благодаря которой коллекторские агентства стали успешнее взыскивать долги на всех стадиях. А за счет автоматизации и активного развития электронного документооборота процедура подачи иска ускорилась и стала дешевле.
На динамику рынка влияют и макроэкономические факторы: когда экономика стабильна или растет, количество клиентов коллекторских агентств падает. Если же экономика стагнирует, снижается или растет недостаточными темпами — спрос на услуги взыскания задолженности возрастает.
При этом на объеме рынка отразились и регуляторные изменения прошлых лет. Изменения в законодательстве способствовали уходу с рынка «серых» игроков и организаций, для которых взыскание задолженности не является основным видом деятельности.
Также отметим, что в законодательстве впервые зафиксировали понятие коллекторского бизнеса как профессиональной деятельности. Это и повысило ответственность участников этого бизнеса, и наделило их статусом профессиональной организации в сфере взыскания.
Изменения коснулись и порядка взаимодействия с должниками — они сделали его более современным и прозрачным.
Улучшить показатели получилось и за счет автоматизации операционных процессов и внедрения высокотехнологичных решений на основе Machine learning и Data Science. В целом, цифровая трансформация бизнеса — один из трендов рынка collection в этом году. Искусственный интеллект уже активно внедряется во все процессы коллекторских организаций, находит свое применение на всех этапах жизненного цикла взыскания.
Еще одна заметная тенденция сферы взыскания в этом году — использование автоматизированного интеллектуального агента (АИА). Это специальные программы, которые могут осуществлять взаимодействие с должником: отправлять голосовые сообщения, распознавать и генерировать речь, поддерживать сценарии диалога. При этом сообщения от такого агента приравнивают к действиям человека, соответственно, на них действуют существующие ограничения.