Как скидка помогла снизить текучесть персонала: опыт ФабрикаДверей.рф
Коммерческий директор компании Инна Сенаторова рассказывает, почему скидка — это не манипуляция, а мощный инструмент продавца–дверника
В дверном бизнесе с 2008 года, коммерческий директор компании «Фабрика дверей». Корпоративный бизнес–тренер, эксперт по продажам и клиентскому сервису
В современной торговле не обойтись без методов, которые побуждают клиента к покупке. Когда рынок насыщен предложениями с похожим ассортиментом, розничные продавцы используют скидки. Это не просто временные акции, а стратегический инструмент, способный изменить правила игры на рынке.
Однако в розничных продажах скидку привыкли рассматривать как инструмент маркетологов. В бытовой речи даже сформировалось устойчивое выражение «маркетинговый ход». Сразу вспоминаются кричащие скидки вплоть до 70% или привычка покупателя ждать распродаж.
Главная особенность подобных предложений — эти стереотипы постоянно работают в сегменте эконом– и средней цены. В компании ФабрикаДверей.рф мы пошли от обратного и сделали скидки инструментом продавца. Расскажу, каким образом это реализовали в магазинах.
У нас были вводные данные:
- Товар в ценовом сегменте эконом и средний
- 16 магазинов в сети
- Техническая автоматизация скидок на определенный вид товара затруднена из–за вариативности комплектов
- Условия рынка: изобилие конкурентов; товарные бренды как у конкурентов; персонал с установкой «у вас очень сложно, пойду к другим».
Для сети из 16 магазинов, предлагающих широкий ассортимент товаров, создать эффективный инструмент продаж — не желание, а необходимость. При вводе и использовании скидок основной задачей для нас стало упростить систему, чтобы продавцу было легко применять этот инструмент. А следовательно удержать клиента и довести до сделки.
Мы сделали упор именно на инструмент продаж. Ассортимент достаточно обширный, а потребительские предпочтения часто меняются, поэтому техническая автоматизация скидок была бы сложной задачей.
Решение:
Ввели разные размеры скидок: 3, 5, 7, 10 и даже 13%. Сказали продавцам, что применять их можно на свое усмотрение — без тотального контроля и штрафов.
Отдел маркетинга разработал множество акций для разного размера скидок. Сначала таких акций было 11. Например: скидка в зависимости от суммы заказа, при покупке входной и межкомнатной дверей, скидки пенсионерам, новоселам. Условия акций разместили на сайте ФабрикаДверей.рф, повесили рекламные объявления в магазине. Технически сделали просто: после набора товарной массы в заказе продавец сам проставляет размер скидки.
Мы применяли этот инструмент продаж 2 года и получили следующие данные.
Показатели скидок в цифрах:
- Новенькие и неопытные продавцы старались дать максимальную скидку 10%. Срабатывали отсутствие достаточной экспертности, страх потерять клиента, неуверенность в своих действиях и знаниях и внутренняя установка самого продавца, что «все хотят подешевле». Показатель таких продавцов в среднем 9,7%.
- По мере того, как продавец набирал опыт, размер скидки уменьшался. Скидки все больше приближались к условиям акций. Доля таких продавцов составила в среднем 7,3%.
- На рынке дверей ярко выражена сезонность: активный сезон держится с июля по ноябрь. Общая скидка в сезон стала на 1,6% ниже, чем в месяцы спада продаж. Следовательно, в сезон продавцы чувствуют себя увереннее и не хотят отдавать свой заработок. И наоборот: в период спада потребительского спроса у продавцов появляется апатия и волны неуверенности, которые выражаются в попытках оставить клиента в магазине с помощью привлекательных скидок.
- В магазинах, которые расположены рядом со строительными гипермаркетами, средняя скидка составила 9,45%. Конкуренция с DYI ритейлом проходит все же по объему скидки. При том, что первоначальную цену за комплект дверей мы ставим на 2% выше, чем в подобных гипермаркетах.
- В ТЦ, которые специализируются на товарах для интерьера и 75% магазинов среднего и премиального сегмента, средняя скидка составила 7,1%. Таким образом, на фоне высоких цен премиального товара цена на эконом и средний сегмент выглядит приемлемой при небольшой скидке и даже без таковой.
- В магазинах, которые расположены в небольших городах-спутниках, средняя скидка составила 6,1%. Продавцы не раскидываются скидками, когда рядом 1–2 конкурента, а до большого города всего 12-40 км.
Результаты в работе сотрудников:
- В общей массе по 16 магазинам торговой сети ФабрикаДверей.рф конверсия в сделки выросла на 6%. При том, что спад трафика посетителей в магазины фиксировали на уровне 7%.
- Снизились звонки и запросы от продавцов руководителю торговой сети о предоставлении личной скидки клиенту.
- Текучесть продавцов снизилась на 23% и составила всего 12%.
Как изменилась психологическая составляющая системы:
- Жесткие скидки не позволяют лавировать в разговоре с покупателем. А в случае, если нужно просить скидку у руководителя, возникает страх отказа или даже критики: «не можешь продавать без скидки».
- Возможность применять скидки по своему усмотрению придает продавцу уверенности в себе. В этот момент он принимает решение лично и чувствует себя «хозяином бизнеса».
Наблюдения команды ФабрикаДверей.рф показывают, что скидки — не просто способ угнаться за клиентом в условиях постоянной конкуренции и увеличить объемы продаж. Скидка стала инструментом работы с покупателями, позволяющим превратить их в постоянных клиентов. Стратегическое применение ценовых акций помогает не только увеличить прибыль, но и развить в продавцах уверенность и самостоятельность.
Компании, которые осознанно подходят к акционной политике и внедряют эффективные ценовые стратегии, имеют все шансы лавировать и адаптироваться в условиях изменяющегося рынка.