«Грузовичкоф» 13 декабря 2023

«Грузовичкоф» вычисляет мошенников

Специалисты сервиса рассказали об основных незаконных схемах, с которыми столкнулись, и о том, как может обезопасить себя перевозчик.

По данным сервиса ИМПАКТ, ущерб от мошеннических действий в сфере грузоперевозок в 2023 году увеличился на 1,3-1,6 млн рублей по сравнению с прошлым годом. Чаще всего злоумышленники крадут продукты питания, металлы и предметы, перевозимые в формате сборного груза. При этом, как поясняют специалисты сервиса «Грузовичкоф», случаев мошенничества не стало больше, наоборот, таких случаев фиксируется все меньше, так как работники, во-первых, наработали достаточный опыт выявления незаконных схем, во-вторых, более тщательно проверяют документы. Также, благодаря увеличению количества постоянных клиентов вырос уровень доверия, а при таком взаимодействии мошенничество в целом нецелесообразно. 

Так как сервис работает как с юридическими, так и с физическими лицами, мошеннические схемы довольно разнообразны. 

Мошенничество юридических лиц в основном заключается в представлении себя другим клиентом, организацией. Например, злоумышленники называют и даже подделывают ИНН, оформляя грузоперевозку не на себя, а на стороннюю компанию. 

Наиболее распространена мошенническая схема с неоплатой грузоперевозки. Для этого зачастую мошенник представляется заказчику перевозчиком, а перевозчику — заказчиком, а оплата происходит наличными средствами, чтобы невозможно было отследить банковский перевод и вычислить таким образом мошенника.

«Мы выработали способ обезопаситься от подобных фактов: заключая договор с юрлицом, мы присваиваем ему уникальный идентификационный номер и назначаем кодовое слово. В случае повторного обращения к нам, мы просим клиента озвучить эти данные. Так мы убеждаемся в том, что обратившийся клиент — тот самый, «настоящий, а не мошенник», — пояснил руководитель отдела сервиса Дмитрий Колыганов.  

Мошенники могут подделать и платежные поручения. Банки формируют поручения автоматически, а мошенники подделывают их вручную, и поэтому в большинстве случаев это заметно в документе. Специалисты корпоративного отдела сервиса всегда проверяют поручения по определенным пунктам на соответствие верным реквизитам компании.   

Еще одна распространенная схема, которую реализуют как юрлица, так и физлица — перевозка груза, не соответствующего заявленным в документах характеристикам. Так, например, некоторые клиенты раньше могли незаконно перевозить металлолом, оформляя груз, как материалы для строительства. «Мы собрали в одну базу все адреса сбора металлолома, и если доставка заказана по одному из них, то у грузоотправителя в обязательном порядке запрашиваются документы, подтверждающие принадлежность груза», — подчеркнул представитель «Грузовичкоф». 

Менее распространенная схема — заказать перевозку не своего груза. «Однажды к нам обратился мужчина с просьбой погрузить забор на одном участке и перевезти его на другой. В назначенное время водитель подъехал по указанному адресу. Заказчика на месте не было. Созвонившись с ним, водитель выяснил, что мужчина задерживается, но чтобы не терять время, просит начать погрузку без него. К концу погрузки заказчик тоже не успел, — поделился Дмитрий Колыганов. — А в итоге оказалось, что этот забор заказчику не принадлежит, а собственники — его соседи».

Также в сервисе сталкивались с незаконной эвакуацией транспортного– средства: клиент вызывал эвакуатор на заказ, а потом оказывалось, что у него нет документов, подтверждающих, что он — владелец средства. В таких случаях в перевозке всегда отказывается.  

Мошеннические схемы физических лиц заключаются в основном в попытке не заплатить за заказ. Например, некоторые пытаются договориться с водителями, чтобы они перевезли их в обход системы сервиса, за что им якобы потом доплатят. Или клиент оплачивает заказ частично, а после доставки и выгрузки отказывается платить, говоря, что услуга не была оказана. 

Еще один метод мошенников — заказать поездку между пунктом погрузки и выгрузки в промежуточный пункт. Так клиент получает бесплатную грузоперевозку, так как в конечном пункте у водителя нет груза, который по закону он может забрать в качестве неустойки. В таких случаях основной способ борьбы с мошенниками — работать только по предоплате, о чем своевременно оповещается водитель, выполняющий заказ.  

Иногда мошенники для обмана используют современные технологии. Например, генерируют с помощью ботов поддельные СМС-ки и чеки об оплате, которые показывают водителям в качестве подтверждения оплаты. «В таких случаях нужно проверить в своем банковском приложении, действительно ли поступили деньги на карту или уточнить у логиста, прошла ли оплата. Также важно не отдавать клиенту груз, пока платеж не пройдет. По договору мы имеем право его изымать в случае неуплаты, хранить временно на своем складе и даже продать», — объясняет руководитель отдела сервиса «Грузовичкоф». 

Таким образом, для противоборства мошенничеству и повышения безопасности, в «Грузовичкоф» выполняют ряд необходимых действий:

  • тщательно проверяют корректность и валидность всех поступивших от клиента документов. Например, товарно-транспортную накладную, которая подтверждает факт перевозки, а также чеки;
  • при заказе уточняют у клиента все подробности перевозки; 
  • с новыми клиентами работают по предоплате, а также без подтвержденной оплаты не выгружают груз;
  • регулярно инструктируют водителей, операторов, логистов и специалистов, работающих с документами, рассказывая и предупреждая о мошеннических схемах и объясняя, как себя вести в подобных случаях.