Ассортимент: своевременно расширять и обновлять
Какая работа должна предшествовать формированию ассортиментной политики и почему каждому производителю важно найти свой оптимальный вариант в этом вопросе
Чем больше, тем лучше — это не про грамотное планирование развития ассортимента. Здесь нужно найти ту самую золотую середину, позволяющую иметь преимущества в своем сегменте и не потеряться в общем потоке предложений. Своим видением баланса между расширением продуктовой линейки и обдуманном планировании поделился владелец группы компаний ToDoFood Евгений Гиркин.
О культуре формирования ассортимента
Ассортимент — для любой производственной компании не просто перечень товара, это главная составляющая рабочих процессов, итог деятельности многих ее сотрудников. И именно по ассортименту потом судят о компании — насколько она хорошо оснащена современными технологиями, оборудованием, ориентируется в трендах на рынке и ее товары соответствуют ожиданиям покупателей. Это то, что получается на выходе, что должно не только нравиться самому производителю, но и, прежде всего, отвечать запросам клиентов. Как часто нужно расширять ассортимент, чтобы было прибыльно и выгодно для бизнеса? На что нужно обратить внимание при составлении плана по пополнению ассортиментного ряда? Ведь стишком частое его обновление, впрочем, как и редкое, может привести, как к положительному эффекту, так и отрицательному.

О вкусах не спорят, их учитывают
Как бы не хотелось выпустить какой-то интересный, казалось бы, вам товар, стоит обязательно изучить — насколько он востребован у покупательской аудитории, как в перспективе его можно развивать. И после изготовления экспериментальной партии, необходимо отправить новый продукт на тестирование своим клиентам, партнерам. Так выпустив несколько пробных партий новинок, мы попросили наших постоянных клиентов дать обратную связь, поделиться своим мнением. И наши ржаные снэки пришлись по-душе многим дегустаторам. Кстати, чтобы удовлетворить спрос покупателей по той или иной категории товара, не обязательно всегда вводить новинку, вполне возможно, что достаточно будет улучшить характеристики уже существующего продукта. Однако, если речь идет о принципиально не повторяющемся вкусе, формате, свойствах, составе, то стоит подумать о разработке нового изделия.
Частота оптимальная для вас
С какой периодичностью вводить в ассортимент новинки? Все очень индивидуально и зависит от многих факторов — прежде всего, какой именно продукт производит компания, насколько затратно (по времени, финансам, уровню сложности, количеству вовлеченных в этот процесс специалистов) обходится изготовление каждого нового изделия. Также важно учитывать объемы продаж — стабильно ли продается текущий товар, зависит ли от сезонов, потребительских предпочтений и трендов в целом. Поэтому кому-то лучше обновлять ассортимент раз в год, а кому-то каждый сезон.
От простого к инновациям
Можно создавать простой продукт и презентовать так, что его захочется тут же купить, а можно выпускать успешный инновационный товар, но он быстро потеряется при значительном расширении ассортимента. Здесь важно держать баланс между уникальными новинками и стабильностью ассортиментного ряда.
При принятии решений не стоит следовать своим импульсным желаниям, как, например, я однажды загоревшийся идеей изготовления жареного гороха. Увидел в Китае новые снэки, решил выпускать подобный продукт для российского потребителя. Но не провел исследование рынка, в итоге потерпел неудачу.
Любое решение по выпуску нового продукта нужно обдумывать и планировать. И делать это лучше с учетом долгосрочной стратегии. В идеале еще — набросать план на несколько лет вперед, чтобы не только удовлетворять текущие потребности клиентов, но и предусмотреть для себя достойные перспективные направления.
Анализ внешних и внутренних возможностей и ресурсов, а также факторов, влияющих на успешное развитие ассортимента, позволит оптимально эффективно выстраивать взаимодействие с клиентами. Не перегружая рынок лишними предложениями, вы представите новые качественные и востребованные продукты.