Почему в современном бизнесе побеждают инноваторы

Основатель АО «Холодильный терминал» Надежда Болотова рассказала о конъюнктуре современного рынка и рыночных нишах с низкой конкуренцией

Надежда Болотова
Основатель АО «Холодильный терминал»

Основатель и президент Группы компаний «Ледово». Входит в TOП-10 самых успешных, влиятельных и выдающихся женщин России по версии журналов «Финанс», «Компания» и «Карьера» в 2005 году.

Современный конкурентный рынок начал формироваться в начале 20 века на фоне кризиса перепроизводства. Растущая экономика производила все больше товаров, которые в таком количестве рядовому потребителю были просто не нужны. Привлечь внимание покупателей пытались и с помощью рекламы, и путем снижения цен, но одна стратегия оказалась по-настоящему рабочей: предложить рынку то, что еще никто не делал. Объединить в своем товаре потребительские качества из родственных продуктовых ниш. Дать клиенту новый пользовательский опыт и облегчить его жизнь. Такой подход позже получил название «Стратегия голубого океана» по одноименной книге Чана Кима и Рене Моборн. «Голубой океан» — новая, еще не занятая ниша, где игрок может устанавливать свои ценности и правила игры, противопоставляется в этой теории «Красному океану», где игроки, конкурируя, «режут друг другу глотки, заливая все вокруг кровью». Стратегия «Голубого океана» стала путем к успеху таких богатейших в мире корпораций, как Apple, Microsoft, Amazon. Все они смогли увидеть новые ниши, достичь на них господствующего положения и дать нам продукты, которыми мы пользуемся каждый день.

Компания «Ледово» при моем визионерстве впервые попробовала эту стратегию, когда в 90-е годы мы одними из первых в стране стали активно поставлять на рынок крабовые палочки. Наша команда увидела спрос и потенциал в поставках этого продукта на российский рынок, ведь привычные нам сегодня крабовые палочки тогда казались чем-то очень экзотическим, а имевшиеся тогда на отечественном рынке производители не справлялись с требуемыми объемами производства. Моя компания «Ледово» являлась на тот момент крупнейшим игроком на рынке крабовых палочек, а я буквально влюбилась в этот продукт, с удовольствием рассказывала о нем партнерам, представителям торговых сетей, просто знакомым. Меня, кстати, и сегодня иногда спрашивают — есть ли в крабовых палочках крабы? Отвечаю: в них есть экстракт краба, но основной ингредиент — белок из рыбы. Спрос на крабовые палочки есть до сих пор, в стране открываются новые производства, использующие, в том числе, зарубежное оборудование. Этот рынок до сих пор растет и трансформируется, а конкуренция на нем — усиливается.

Рыночной нишей, где до сих пор низкая конкуренция сегодня, в 2024 году, является пищевая упаковка. Текущие производители упаковки, в том числе пластиковой, не могут пока удовлетворить растущий спрос рынка: он на сегодняшний момент выше предложения. Ниша, которую планирует занять моя сегодняшняя компания «Холодильный терминал», ориентирована на удовлетворение потребностей крупного бизнеса в упаковке. Запрос крупного бизнеса сегодня — в инновационной многофункциональной упаковке, которая, с одной стороны, привлекает внимание покупателя и несет информацию о продукте, с другой — является упаковкой для транспортировки, посудой для приготовления и даже употребления продуктов. Доля рынка, на которую ориентирована компания «Холодильный терминал» сегодня — более 10 миллиардов рублей в год.

Развитие отечественного рынка пищевой упаковки сегодня — это, помимо прочего, вопрос продуктовой безопасности страны. С нашего рынка ушли зарубежные поставщики сырья для упаковки, мы столкнулись с дефицитом картона, красок, других необходимых для повседневных продуктов компонентов. Те предприниматели, кто сможет сегодня применить свои инновационные подходы в данной нише — станут суперуспешными уже завтра.