Гастрономия как стратегия развития Мончегорска: новая Имандрийская кухня

В Мончегорске формируется новое поколение предпринимателей, которые превращают гастро-традиции Имандры в драйвер туризма и локальной экономики

Александр Елисеев
Заместитель директора АНО «Агентство развития Мончегорска»

5 лет был председателем комитета по туризму Мурманской области. Представлял Россию во Всемирной туристической организации, был экспертом на Совете регионов Российского союза туриндустрии

Александр Елисеев, заместитель директора Агентства развития Мончегорска, рассказал о том, как предприниматели города создают новые форматы для бизнеса и развивают Мончегорск через локальную кухню.

В 2024 году Мончегорск стал лидером по объему привлеченных грантовых средств в рамках конкурса «Губернаторский старт», опередив Мурманск, Ковдор и Кировск. Общая сумма поддержки составила 9,9 млн рублей, ее значительная часть направлена на развитие сферы гостеприимства и гастрономии, что подтверждает стратегический курс города на развитие «Имандрийской кухни» и гастрономического туризма.

Среди победителей конкурса — фуд-пространство «ЯВРЪ» Дмитрия Животова и пельменная «Pelmen House» Павла Аккатьева и Ирины Клавдиной, где гостям предлагают пельмени с олениной, с крабом и с северной треской, лимоном и кунжутом. 

Все участники программы прошли обучение в «Академии грантов» Агентства развития Мончегорска — акселераторе, благодаря которому предприниматели региона уже привлекли десятки миллионов рублей государственной поддержки.

Регион уже более десяти лет развивает гастрономический туризм, делая ставку не на копирование известных концепций, а на создание собственных проектов, основанных на северных традициях. Так Агентство развития Мончегорска предложило термин «имандрийская кухня», а шеф-повар Виталий Тихонов занялся ее воплощением. Рестораторы и шефы объединились, чтобы сформировать уникальный гастрономический образ города. 

В основе имандрийской кухни — локальные продукты, собранные в ареале озера Имандра и Монче-тундры. Все, что можно поймать, собрать или добыть в дикой природе: свежевыловленная кумжа, налим, форель, корюшка, сиг, голец, щука, мясо диких животных, дикорастущие травы и, конечно, ягоды:  черника, голубика, брусника, морошка.

Интерес к северной гастрономии растет — от московских ресторанов «Экспедиция» и «Арктик Мун» до локальных проектов в Мурманской области. В Мончегорске блюда имандрийской кухни можно попробовать на фестивале Imandra Fest, а также в ресторанах «Металлург», «ИСМО», «Джани Ресторани» и пельменной «Pelmen House», где гостей ждет обилие озерной рыбы, оленины и диких ягод.

За северным кофе стоит заглянуть в «Purpur», где подают напитки с добавлением морошки, пихтовой хвои и брусники. Даже фастфуд-форматы подхватили тренд — сеть пиццерий города предлагает пиццу с мясом оленя.

Согласно мастер-плану развития Мончегорска, турпоток в город может увеличиться до 120 тысяч человек в год к 2035 году. Рост числа туристов связывают, в том числе, с развитием гастрономических предложений. Сегодня гастрономия становится важной частью туризма в Мончегорске. Местные предприниматели и фуд-энтузиасты находят вдохновение в северных традициях и наследии Имандры, превращая их в новые форматы для бизнеса. Одним из таких проектов может стать нынешний инвестиционный лот — панорамный рыбный ресторан, где гости смогут попробовать блюда из свежевыловленной рыбы. Мы верим, что подобные инициативы будут находить отклик у гостей города и создадут благоприятные условия для устойчивого турпотока.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше