5 лет на рынке факторинга: какие результаты и планы у РСХБ Факторинг
Генеральный директор ООО «РСХБ Факторинг» Михаил Яценко о том, как изменился рынок факторинга за 5 лет
Обладает многолетним опытом работы в банковской сфере, а также в области правового и организационного сопровождения сделок по приобретению и продаже активов крупнейших национальных холдингов.
РСХБ Факторинг — российская компания, предлагающая факторинговые решения для всех сегментов бизнеса. Основана в 2019 году и 16 сентября 2024 года отмечает 5 лет работы на российском рынке факторинга.
Статистика
По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) РСХБ Факторинг входит в ТОП-10 факторинговых компаний России, занимает значительную долю рынка и показывает стабильно высокие темпы роста факторингового портфеля и выплаченного клиентам финансирования:
- На 31.12.2020 РСХБ Факторинг занял 10-е место по объему факторингового портфеля.
- По итогам 2021 года РСХБ Факторинг стал лидером по росту выплаченного финансирования (+175%).
- На 01.01.2023 факторинговый портфель РСХБ Факторинг прибавил 38 млрд руб. (+107%), что вывело компанию на 6-ю строчку по этому показателю.
- На 01.01.2024 факторинговый портфель РСХБ Факторинг вырос (+70% или 52 млрд руб.), преодолев отметку 100 млрд руб.
Каким был рынок факторинга 5 лет назад, когда на него вышел РСХБ Факторинг?
Если вернуться к событиям 2019-2020 годов, нужно понимать, что рынок факторинга был уже сформирован с ярко выраженной высокой концентрацией на крупнейших игроках. Кроме того, мы столкнулись не просто с конкурентной средой, а еще и с ограничениями на фоне пандемии Covid-19, которая обозначила контуры изменений в большинстве отраслей. При этом, я считаю, что мы вышли на рынок в очень подходящий момент. Любые кризисы вместе с ограничениями приносят и новые возможности. Нам пришлось быстро адаптироваться и инвестировать в свое развитие, что позволило вырваться вперед и по итогам уже первого года работы войти в 10-ку лидеров российского рынка факторинга. Требовательный рынок ускорил наш успех и сделал нас более устойчивыми. На протяжении пяти лет работы РСХБ Факторинг показывает стабильно высокие темпы роста бизнеса, сегодня занимает существенную долю рынка и находится в числе зрелых компаний российской факторинговой отрасли.
Как рынок факторинга менялся на протяжении последних 5-и лет?
Историческим драйвером факторинга был ритейл. Мы увидели перспективы развития факторинга в отраслях АПК. Сегодня, если посмотреть через призму этих пяти лет, опыт работы с компаниями агросектора позволил РСХБ Факторинг внести уникальный вклад в развитие факторинговой отрасли и стать индустриальным лидером.
Отрасль прошла заметный путь цифровизации. Факторинговые продукты стали удобнее и прозрачнее для всех участников процесса финансирования, границы стерлись и уже не важно, где находится клиент.
Если ранее основными потребителями факторинговых услуг были крупные корпорации, то сейчас все более активными пользователями становятся средние и даже малые предприятия. Факторинг становится доступнее для широкого круга бизнеса.
Границы конкуренции расширились. На рынке появляется все больше игроков, при этом происходит объединение и укрупнение ведущих факторинговых компаний, что повышает их конкурентоспособность.
Какие ожидания клиентов сегодня и как РСХБ Факторинг адаптирует свои подходы, чтобы соответствовать этим запросам?
Простота процессов и оперативность финансирования, которые всегда были в числе основных запросов со стороны клиентов, сегодня остаются базовой потребностью. При этом восприятие факторинга стало более комплексным. В нашем понимании факторинг является не просто финансированием, а сервисом по управлению дебиторской задолженностью, направленным на повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса клиентов.
Клиенты хотят получать быстрые, удобные и максимально прозрачные сервисы с использованием передовых технологий. Для обеспечения необходимого уровня цифровизации и автоматизации во всех точках касания клиента с нашей компанией РСХБ Факторинг инвестирует в развитие ИТ-инфраструктуры и ведет работу над внедрением инновационных решений.
Что бы Вы посоветовали компаниям, рассматривающим факторинг для развития своего бизнеса?
Во-первых, очень важно тщательно проанализировать свои потребности в оборотном капитале, понять, на каких этапах производственно-сбытового цикла наблюдаются кассовые разрывы, и оценить, насколько факторинг может помочь в их устранении.
Во-вторых, нужно внимательно изучить условия предоставления факторинговых услуг различными компаниями на рынке и выбрать наиболее подходящего партнера. Факторинговые компании постоянно расширяют продуктовую линейку, предлагая клиентам помимо классического факторинга различные специализированные решения. Эффективное для клиента предложение должно соответствовать его спросу и удовлетворять конкретную потребность.
В-третьих, важно грамотно встроить факторинг в общую финансовую политику своей компании, наладить прозрачное и эффективное взаимодействие с факторинговой компанией. Регулярный мониторинг эффективности использования факторинга, оптимизация лимитов и условий являются важными составляющими максимальной отдачи от этого финансового инструмента.
И наконец, не стоит подходить к факторингу как единоразовому решению. Он должен стать частью комплексной стратегии управления оборотным капиталом, включенной в общую финансовую модель развития бизнеса.
5 лет — это первый серьезный юбилей для бизнеса. Что для Вас как генерального директора самое важное в этой праздничной дате?
Ответ, может, и банален, зато искренен. Самое важное — это сотрудники и клиенты — вот, что определяет наш сегодняшний успех и дальнейшие перспективы развития бизнеса.
Сильная команда и лояльные клиенты — это та связка, которая обеспечивает стабильный и устойчивый рост РСХБ Факторинг.
Каковы дальнейшие планы РСХБ Факторинг?
РСХБ Факторинг продолжит развиваться в направлении диверсификации портфеля: наращивать свое присутствие в сегменте малого и среднего бизнеса, привлекать клиентов из новых для нас отраслей, увеличивать объемы регионального бизнеса. Для этого мы продолжаем совершенствовать свои ресурсы: инвестируем в ИТ, работаем над расширением продуктового предложения и оптимизируем операционные процессы с целью максимального соответствия потребностям клиентов и предоставления им современного и понятного клиентского опыта.