Андрей Ольховский подвел итоги 2024 года на российском авторынке
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК АВТОДОМ, рассказал, каким был 2024 год для российского автобизнеса и дал свой прогноз на следующий год
В 2013 году пришел в автобизнес в качестве инвестора. В июле 2019 года занял пост генерального директора ГК «Автодом».
По итогам 2024 года российский рынок новых автомобилей перешагнет планку в 1,6 млн штук, несмотря на снижение продаж, начавшееся в ноябре. Вообще уходящий год был как американские горки. В начале года дилеры избавлялись от остатков 2023 года с большими акциями по скидкам. Далее рынок был очень активный в части спроса и продажи росли от месяца к месяцу. Однако в четвертом квартале рост утильсбора, повышение ставки ЦБ и дополнительные ограничения на рынок кредитования усложнили продажи. Самым неожиданным в текущем году был безудержный рост продаж в течении лета. Большой неожиданностью стало, что даже при ставке автокредитов 27-28% они пользовались популярностью.
Во втором полугодии 2024 года мы ожидали, что Банк России начнет снижать ключевую ставку. Это было заложено в прогнозах, на которые ориентировались все игроки рынка. Соответственно мы тоже строили свои бизнес-планы, отталкиваясь от этого. Однако Банк России пересмотрел свой прогноз.
На конец 2024 года сток нераспроданных автомобилей, по которым получены ЭПТС, очень велик. Сейчас можно говорить о 4-6 месячных остатках на складах, это крайне высокий показатель при нынешней стоимости денег. Для примера, в конце 2021 года при объемах продаж, сопоставимых с этим годом, объем складов был равен 2-месячным продажам. Причины роста стока очевидны. Все хотели предугадать развитие ситуации и пытались сработать на опережение, наполняя склады. Кто-то от этого выиграл, а кто-то проиграл. Чтобы нормализовать ситуацию необходимо продавать стоки и сокращать объемы ввозимых авто, чтобы не накачивать рынок.
В целом на динамику продаж и на состояние рынка в целом влияют достаточно много факторов. Ключевой из них — стоимость денег для автодилеров и для покупателей, а также возможность привлечь финансовое плечо для совершения покупки. Ухудшение условий кредитования конечных клиентов сразу отразится на спросе. Рост стоимости денег для автодилеров сократит предложение, неминуемо повысит цены на автомобили и повлечет за собой изменение ландшафта дилерского сообщества. Скорее всего, в 2025 году, начиная со второго 2 квартала цены будут корректироваться с учетом изменения ставки утильсбора и стоимости национальной валюты. Любой из брендов в 2025 году может как существенно нарастить объем продаж, так и снизить свои показатели. Это будет зависеть от ценообразования и маркетинга, а также от стратегии компании на внешних рынках и позиционирования продукта. Для всего рынка будет актуальным ограничение выдач автокредитов и лизинга. Если будет приняты поправки по ограничению изменения стоимости лизинга во время действия договора, это будет стимулировать рост рынка автолизинга, но сократит количество игроков. Потому что не у всех игроков есть длинное фондирование на фиксированных условиях.
Возвращение европейских и других ушедших брендов на российский рынок в 2025 году — это иллюзия. Даже если внешние факторы изменятся и можно будет ввозить автомобили из Европы или Японии, в следующем году этого не произойдет. Для того, чтобы осуществлять ввоз авто, необходимо пройти сертификацию, омологацию и прочие процедуры, которые занимают много времени. Поэтому в следующем году тренд на китайский автопром сохранится. Может развернуться ожесточенная борьба за место в ТОП-3 брендов по объему продаж. Основным преимуществом здесь будет цена, поэтому для потребителей это будет хорошая возможность, чтобы выгодно приобрести автомобиль конкурирующих брендов.
Бренд GAC, на мой взгляд, показал очень неплохой прорыв в 2024 году, и есть все основания полагать, что следующий год будет для него тоже успешным. В новом году мы увидим достаточно много новых брендов, которые ранее отсутствовали на нашем рынке или присутствовали с неофициальным статусом. В 2025 году продолжит развитие тенденция вывода на рынок суббрендов, что позволяет производителям занимать новые ниши и привлекать новые категории покупателей. Выход новых брендов будет усиливать конкуренцию между всеми игроками рынка. Какие-то клиенты будут выбирать проверенные временем бренды, а кто-то будет экспериментировать с новыми брендами. Бренды с объемами продаж менее 3000 автомобилей будут под давлением текущей ситуации. Маркетинговые возможности при таких объемах существенно снижены, а возможности для дисконта практически отсутствуют. Сегмент автомобилей с электрическим приводом будет стабильно расти, гибриды покажут очень существенный рост, за счет развития китайского производства. А вот доля продаж классических автомобилей с ДВС будет постепенно сокращаться.