Почему тарифное регулирование может стать точкой роста цифровой экономики
Разработчик систем для тарифного регулирования трансформируется в полноценного вендора цифровых решений для емких по расчетам и аналитике отраслей страны
Развиваю российскую ИТ-компанию «Платформа» — разработчика программного обеспечения для социально-значимых сфер жизни — энергетики, ЖКХ, связи, транспорта, городского благоустройства.
ООО «Платформа» — разработчик систем для тарифного регулирования, трансформируется в вендора цифровых решений для емких по расчетам и аналитике отраслей страны.
От экономиста до предпринимателя: как тарифное регулирование стало основой профессиональной цифровой трансформации
— Вы по образованию экономист, но управляете ИТ-компанией. Кто вы в итоге?
— Прежде всего, предприниматель. Экономический бэкграунд стал основой профессии эксперта-аудитора в тарифном регулировании на старте карьеры, которая со временем перетекла в создание информационных технологий для этой же сферы деятельности. Да, пришлось погружаться в ИТ с головой: курсы и книги, и, конечно, очень-очень много практического опыта управления проектами разработки и внедрения софта. Работаю в этой сфере с 2009-го и до сих пор учусь. Недавно вот впервые как следует пообщался с опытным системным архитектором — открыл для себя целую вселенную, стоящую за этой категорией инженеров. Но в итоге все это объединил предприниматель, который все годы работы в найме пробивался наружу
Тренды: цифровизация, данные и технологии на службе у людей
— Вы почти 20 лет в теме тарифного регулирования, 16 лет автоматизируете его. На что делаете ставку сейчас?
— Сейчас главный тренд в автоматизации тарифной индустрии в стране — новая федеральная система ФАС России. Старой — 20 лет, и ее надо не просто обновлять, а пересобирать с нуля. Это доверили делать нам, и мы уже почти 2 года активно над этим работаем. И впереди еще 2-3 года.
Результатом должно стать приведение тарифного регулирования в стране в плане методов и модели данных к единому знаменателю, который определяется максимально прозрачно на основе проверенных алгоритмами данных.
До входа в проект с ФАСом мы делали софт в теме тарифов 11 лет и успели внедрить различные модули своей тарифной системы для 67 регионов. Этот опыт дал понять, что страна у нас большая, и у всех все по-разному. Коммунальная инфраструктура, методы регулирования, трактование законодательства, люди. Например, Москва и Питер — вообще два разных в плане подходов к регулированию субъекта нашей страны.
Поэтому следующий тренд — создание в федеральной системе региональных сегментов с полезной типовой функциональностью, что призвано поднять уровень автоматизации региональных регуляторов. И чтобы поднять их на достойный уровень, да еще и быстро, наша компания предлагает федеральным властям ряд своих готовых и апробированных в регионах разработок, чтобы реализовать эту инициативу быстрее.
Следующий за этим тренд — это тренд на создание дополнительных инструментов для региональных регуляторов, реализация которых в типовом решении федеральной системы не имеет смысла.
В итоге все больше процессов в этой сфере будет переходить в цифру, а решения все чаще приниматься на основе данных. И никакого смысла спорить с этими решениями не будет, так как весь расчет и экспертиза будут проходить по единому, можно сказать, сертифицированному алгоритму.
Ну и еще из трендов — искусственный интеллект. Там, где есть много хороших данных, а также однородны и стабильны процессы их актуализации, место человека в будущем — контролировать управляющую этим хозяйством нейросеть. Сначала обучить и настроить, конечно, а потом контролировать. И для того, чтобы начать в эту сторону двигаться, в плане технологий уже есть все необходимое.
— Регионы не боятся потерять самостоятельность?
— Уверен, такие найдутся. Но это зря! Подобный ход мысли цепляется за прошлое и отказывается от саморазвития. По большому счету наша совместная задача — найти наилучшую комбинацию технологий на стороне федеральных и региональных властей. И мы готовы предложить такую комбинацию.
В неизбежном будущем все, что связано с тарифным регулированием, при достаточно хорошей базе данных и команде «файн-тюнеров» со знаниями тарифного регулирования станет алгоритмизируемо.
Ниша не для слабаков: почему стартапы сюда не лезут
— Ваша сфера интересна молодым ИТ-компаниям?
— Тарифное регулирование — это один из наиболее ярких «коктейлей» из нормативки, бюрократии и сложных экономических задач в модели государственного управления. За все годы я не видел никого, кто был бы готов в этом копаться, как мы, по-настоящему. Это наше конкурентное преимущество.
Отраслей, которых касается тарифное регулирование, — масса: от водоснабжения и энергетики до... ритуальных услуг и отлова бродячих животных. Это 6-7% ВВП. Но этот рынок — не поле для стартапов. И точно не «тихая гавань». Поверьте, и здесь бывают шторма, которые не дают заскучать.
Трансформация: от «полного цикла» к вендору. B2B как новый фронт работ
— Какие у вас будут изменения в компании на фоне всего этого?
— Раньше мы были компанией «под ключ»: делали все сами — от разработки до внедрения и поддержки. В последнее же время уходим больше в модель вендора. У нас родилась новая перспективная разработка — табличный редактор с набором встроенных конструкторов для работы с данными. Он поможет заместить электронные таблицы известных зарубежных производителей в крупных организациях для определенного класса задач. Интерес от разных крупных организаций к этой разработке стал особенно активно расти, и мы нуждаемся в партнерах-интеграторах, так как просто не успеваем обработать все входящие запросы.
Кроме этого, мы в процессе создания новой компании, куда планируем передать эти разработки и часть команды для развития госсистем.
— В итоге на каком сегменте, B2B или B2G-сегменте, вы планируете фокусироваться?
— Я бы сказал, что в нашем приоритете прежде всего продукт, который мы хотим создать, и пользоваться которым будут обычные люди; а уж в каком качестве — в рамках государственной или корпоративной системы они будут пользоваться, или в личных делах — это уже пусть решают сами.
Команда: испытание ростом
— Коллектив поддерживает такие резкие перемены?
— Совсем недавно собирались на корпоративном мероприятии. Рассказал ребятам замысел подробнее, и отклик был, как мне показалось, очень позитивный! Сделать продукт, которым потенциально может пользоваться каждый работающий человек на планете. Круто же! Я бы в их возрасте просто мечтал оказаться в компании, которая хочет дерзнуть это сделать!
Ну и «резкими» эти перемены я все же назвать не могу.
Мы профессионально работаем с таблицами очень много лет, просто раньше смотрели на них как на собственный рабочий инструмент, и не понимали, что его вполне можно упростить и дать рынку.
Поэтому здесь примерно то же самое, что и с типизацией регионального софта для тарифных регуляторов на федеральном уровне — можно этого бояться, сопротивляться и непонятно зачем цепляться за прошлое, но гораздо полезнее будет засучить рукава и попробовать вместе воплотить это в жизнь!
— Когда ждать первых результатов?
— Уже в 2026-ом. Мы начнем выкатывать первый функционал уже зимой, и дальше пойдем итерациями примерно раз в полгода.
Личное: драйв на грани выгорания
— Что вы чувствуете внутри этого водоворота событий?
— С одной стороны — безумно сложно. Мозг иногда плавится, выгорание и фрустрацию никто не отменял. Я живой человек.
Но с другой — пусть и сложный, но это удивительный и интересный путь, полный драйва и незабываемых приключений!
Лишь бы было побольше людей, готовых по-настоящему сотрудничать во всей этой работе и создавать нечто новое и полезное для страны.