PR News 7 августа 2024

Компания PR News рассказала о тенденциях на рынке госпиара в 2023 году

Данные могут стать «точкой отчета» для замера динамики рынка госзакупок в сфере PR после вступления в силу нового закона о креативных индустриях

Компания PR News проводит исследование динамики гостендеров с 2015 года в рамках работы Комитета по отраслевым исследованиям и рейтингам АКОС. Контекстная выборка для нового исследования сделана на базе данных системы ТЕНДЕРЛЭНД по классу «Корпоративные и общественные коммуникации / Связи с общественностью»* классификатора коммуникационных индустрий, разработанного Координационным Советом коммуникационной индустрии при Общественной палате РФ в 2021 году.  

Главный вывод нового исследования — госпиар «уходит» в регионы: они активно используют инструменты бюджетного финансирования в сфере PR, приближаясь по средней стоимости контрактов к закупкам ЦФО. 

Самые дорогие проекты 2023 года связаны с запросами госкомпаний по международным и внутрикорпоративным коммуникациям. Наиболее востребованной услугой остаются медиакоммуникации. Второй по актуальности запрос — продвижение территорий — пока занимает порядка 2% от общего числа госзакупок.  

96% проектов заявлено госучреждениями и ведомствами.

В 2023 году в данной категории услуг было инициировано 5238 тендеров на общую сумму 10,4 млрд рублей. Средний размер скидки по контрактам составил 13%. 

Компания PR News рассказала о тенденциях на рынке госпиара в 2023 году
Рисунок 1. Типы заказчиков

Средний чек по проекту — 2,0 млн рублей 

Медианная стоимость проектов варьируется в зависимости от региона — от 2,4 млн рублей в Ростовской области до 9 млн рублей в Москве. Региональные контракты пока значительно скромнее проектов ЦФО. Однако в 2023 году проекты Татарстана и Чукотки обогнали по средней стоимости тендеры, инициированные госучреждениями Санкт-Петербурга. 

Компания PR News рассказала о тенденциях на рынке госпиара в 2023 году
Рисунок 2. Самые дорогие тендеры предлагают в Москве, Поволжье и на Дальнем Востоке 

Среди лидеров по количеству контрактов — Иркутск, Краснодар и Сахалин

Высокий спрос на коммуникационные услуги в 2023 году проявили условно «приграничные» территории — Дальний Восток, Поволжье, Татарстан, Чукотка и Сибирь. Суммарная емкость тендеров по этим округам составляет почти 37% российского рынка госзакупок в сфере медиакоммуникаций. 

Компания PR News рассказала о тенденциях на рынке госпиара в 2023 году
Рисунок 3. Средний чек по проекту варьируется от 0,8 млн руб. до 1,7 млн руб.

По количеству объявленных тендеров лидируют Москва и область — 11% закупок. Санкт-Петербург занял четвертое место, уступив Иркутской, Сахалинской, Краснодарской и Новосибирской областям. 

Компания PR News рассказала о тенденциях на рынке госпиара в 2023 году
Рисунок 4. Самыми скромными в 2023 году были заказчики из Республики Северная Осетия-Алания 

*«Корпоративные и общественные коммуникации / Связи с общественностью» включают следующие виды работ:  медиакоммуникации, международные коммуникации, финансовые коммуникации и связи с инвесторами, коммуникационный консалтинг, КСО и социальные коммуникации, корпоративные коммуникации, продвижение территорий и т.д.