Лопнет ли E-commerce пузырь в ближайшие 5 лет
Data Insight: темпы роста количества заказов замедлятся до 8% к 2028 году
Эксперт в области менеджмента с 10-летним опытом управления компаниями. Соавтор книги «От первых шагов к устойчивому развитию».
К 2028 году на 12% замедлится и объем продаж. Однако пока показатели растут: 5,15 млрд покупок в интернете совершили пользователи в этом году. В прошлом, для сравнения, число заказов составило 4,6 млрд. О чем это говорит?
E-commerce пузырь пока прочно держится на лету. И лопаться совсем не планирует. Но, как мы видим, небольшая дыра в нем все-таки есть. Вот только что стало причиной ее появления: санкции, поведение пользователей или борьба с оффлайн-ритейлом? Разбираем по пунктам.
Кто кого завоевал: электронная коммерция российский рынок или наоборот
Бум e-commerce — органичное развитие бизнеса, значительное влияние на которое оказала совокупность исторических, экономических и эволюционных факторов.
- Падение железного занавеса с последующей цифровой гонкой: появление интернета, компьютеров и e-commerce в России с задержкой в 10-20 лет по сравнению с западом
- Начало торгово-экономического сотрудничества России с Китаем в 2001 году
- Цифровизация общества как часть цифровой эволюции
Все это стало отправной точкой развития электронной коммерции. Пандемия же, санкции и уход иностранных игроков являются лишь катализаторами. Все мы помним магазин на диване. Та же самая электронная коммерция, существовавшая еще задолго до появления маркетплейсов.
А раз формат покупок из дома перерос в последних, то это говорит об одном — спрос был. Люди начали модернизировать свою жизнь. Упрощать. Гаджеты, умная техника — все это стало значительно облегчать быт и экономить время. И спрос на «легкую жизнь» начал набирать обороты особенно в сфере коммерции.
Конечно, ощущение удобства появилось далеко не сразу. В 10-х годах платежеспособным населением были выходцы из советского периода, которые отдавали предпочтение «живым» покупкам и с недоверием, непониманием относились к заказам онлайн. Но, как мы видим, технологии берут верх. Компьютеризация стала необходимостью. Плюс происходит естественная смена поколений.
Правда более 50% россиян продолжают посещать офлайн-магазины. И хотя этот показатель снижается за счет миграции покупателей в интернет, замедление роста e-com неизбежно. Рынок растет, как и его доля на бизнес-арене. Поэтому остается надеяться только на маркетплейсы.
Почему на плечи гигантов e-commerce будет возложена задача по улучшению показателей продаж
Низкие цены, быстрая доставка до двери, широкий ассортимент — отличная приманка для покупателей. Плюс множество маркетинговых инструментов, которые дают возможность сэкономить в моменте. Так называемое уникальное торговое предложение e-com. В офлайн-ритейле такое возможно далеко не всегда. Да и зачем торговаться с продавцом и тратить свои эмоциональные ресурсы ради скидки в 100 рублей, если можно воспользоваться промокодом и получить такую же экономию?
Распродажи, акции 2=1, кешбэк — все это делает выгоду доступнее. А у россиян, так уж сложилось исторически, желание запасаться и экономить в крови. Отсюда такая любовь к иностранной Черной пятнице. С развитием электронной коммерции в России она стала отличным PR-ходом. И сыграла значимую роль в переманивании аудитории на онлайн-площадки.
Но в чем могут быть причины брошенных корзин и снижения интереса к онлайн-покупкам
Как ни странно, все та же бережливость. 33% опрошенных в исследовании банка «Русский стандарт» пришли к выводу, что экономия — это не выгодная покупка, а ее отсутствие в целом. Также причинами снижения количества покупок стали:
- Стоимость доставки
- Создание учетной записи
- Наличие сервисного сбора
- Медленные сроки доставки
- Недоверие к сайту в вопросе конфиденциальности
- Длительный/сложный процесс оформления заказа
Можно ли это исправить? Конечно! Свободная регистрация на сайте, оптимизация процесса доставки, снижение ее стоимости, акционные предложения — все это может побудить пользователей к действию. Но выбор в любом случае остается за ними.
Так, по данным исследования банка «Русский стандарт», в первой половине 2024 года 60% от общего числа покупок пришлось на офлайн. О чем это говорит? Сейчас, когда электронная коммерция переживает бум, формат «живых» покупок становится уникальным. Да и мода, как мы знаем, циклична. Поэтому старый добрый оффлайн-ритейл еще точно поборется с электронной коммерцией за право первенства.
Что поможет e-com не продуть в этой гонке
Уникальные разработки и хороший пиар. Так, например, новым витком развития электронной коммерции стали AR-технологии. За счет них прогнозируется глобальный экономический рост — на $1,5 трлн к 2030 году (данные консалтинговой компании PwC).
И хотя российский рынок отстает от мирового всего на год-полтора, уже сейчас мы можем наблюдать активное внедрение дополненной реальности в онлайн-продажи. Например, виртуальная примерочная от Lamoda. Отличная возможность закрыть боли покупателей и подтолкнуть их к действию.
Что же касается PR, то тут все средства хороши. Черный пиар тоже пиар. Личные взаимоотношения и громкие скандалы как нельзя лучше привлекают внимание любопытных пользователей. В том числе к самому продукту.
Что в итоге
Жизнеспособность бизнеса и его развитие — это не только покупатели. Без продавцов, логистики и грамотно выстроенных hr-процессов маркетплейсы долго не проживут. Поэтому важно работать не только над внешним имиджем, но и над внутренним. Все-таки для бесперебойной работы механизма нужна правильно спаянная плата.
И у большинства, как показывает статистика, она есть. За последний год вклад интернета в экономику страны вырос на 35% до 16,4 трлн рублей (данные Российской ассоциации электронных коммуникаций). Причем 94% из этой суммы пришлись на электронную коммерцию. И с дальнейшей цифровизацией этот вклад будет только расти. Главное — вовремя накладывать заплатки на дыры.