Электрический заряд для российского автолизинга

Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал о перспективах лизинга в сегменте электротранспорта

Владимир Новиков
Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг»

17 лет опыта работы в банках и лизинговых компаниях. В команде «Балтийского лизинга» с 2013 года. В период с 2015 по 2023 год занимался развитием филиальной сети ГК «Балтийский лизинг».

Электромобили набирают силу: ведущие автопроизводители, заработавшие имя на машинах с ДВС, уже выпускают электрокары или анонсируют их появление в своей линейке, на рынке появляются и новые игроки, а правительства разных стран по всему миру субсидируют развитие данного типа транспорта. Данный тренд не обходит и Россию — о том, какие у него перспективы и возможности с точки зрения лизинга в специальной колонке для «РБК Компании» рассказал руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Владимир Новиков. 

Российский авторынок за последние два года пережил ряд значительных трансформаций — страну покинули многие известные бренды, зато их место заняли новые производители, оживился отечественный автопром. Все это, безусловно, создало новую среду, подталкивающую и частных лиц, и бизнес к экспериментам, в том числе и с электромобилями. 

Для лизингового рынка автотранспорт уже много лет является основным драйвером развития. Аналитики «Эксперт РА» в недавнем обзоре данного сегмента приводили цифры, согласно которым, за период с 2017 по 2022 год объемы нового бизнеса автолизинга выросли в 3,7 раза, до 967 млрд рублей, а по итогам 2021 года его размер превысил 1 трлн рублей. Доля сегмента на рынке за 2017 год составляла около 35%, а по итогам первого полугодия 2023 года автолизинг занимал уже почти половину рынка лизинга, достигнув отметки в 49%.

При этом показатели в сегменте легковых автомобилей выглядят иначе: с 2022 года под влиянием геополитического кризиса динамика лизинга легковых автомобилей показала снижение, и к концу прошлого года объем нового бизнеса сегмента достиг отметки в 339 млрд. рублей с долей на рынке лизинга 17,1%. По итогам первого полугодия 2023 года доля лизинга легковых автомобилей на рынке опустилась до 15,4%, составив 229 млрд рублей в денежном выражении. Безусловно, это спровоцировано общим состоянием авторынка — ростом цен и снижением спроса, однако, в то же время это говорит и о том, что рынок готов к чему-то новому. Мы в «Балтийском лизинге», считаем, что стать новым драйвером для автолизинга вполне может электротранспорт.

По данным «Автостата», за 10 месяцев 2023 года в РФ было продано 10 465 электромобилей, что в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Говоря о данном сегменте, как о драйвере автолизинга, мы имеем ввиду дополнительный импульс, а не полноценное вытеснение электрокарами автомобилей с иными типами двигателей. Стоит также заметить, что мы не строим иллюзий относительно скорости развития данного сегмента, хотя и предполагаем, что в обозримом будущем она может увеличиться. 

В первую очередь на потенциал сегмента указывает государственная политика. Развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры происходит в рамках стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Инициатива, которую реализуют Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго, состоит из трех этапов — запуска рынка и создании инфраструктуры, наращивании спроса и загрузке производств, локализации этих производств в России. 

Согласно данной стратегии, к 2030 году доля электроавтомобилей в общем объеме производства транспортных средств в России должна достигнуть минимум 10%, к тому же времени в стране должны заработать более 1 000 водородных заправок и более 72 000 зарядных станций для электроавтомобилей.

При этом государство не забывает и о стимулировании спроса у граждан и отечественного бизнеса, предлагая:

  • скидку в размере 35% на покупку в кредит или лизинг электромобиля российского производства;
  • налоговые льготы, возможность бесплатных парковок в крупных городах и бесплатного проезда по некоторым платным трассам;
  • субсидирование агрегаторов такси и каршеринга для снижения стоимости поездок для тех пользователей, которые выбирают электромобили;
  • возможный пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге.

Все эти шаги делают электромобили реальным инструментом развития бизнеса. Особенно, когда речь идет о такси или каршеринге, ведь подобные льготы помогают и формировать автопарки с выгодой, и экономить на их обслуживании. 

Для лизинга это крайне интересный момент. «Эксперт РА» со ссылкой на столичные власти недавно сообщил, что парк такси Москвы и области располагает 155 000 автомобилей (60 000 в Москве и 95 000 в Московской области), 60% из которых находятся в лизинге. В каршеринге таких машин около 30 000 и практически все они приобретены в рамках договора лизинга. Дальнейший рост и обновление парков в данных сегментах будет поддерживать и спрос на лизинг. При этом логично предположить, что вместе с ростом доли электрокаров в этих парках вырастет и число лизинговых сделок с подобным типом автомобилей. 

На рост сегмента электрокаров намекает и другая часть рынка. За последние годы особое значение для России приобрел автопром КНР — за 10 месяцев 2023 года 80% всех поставок импортных автомобилей в Россию пришлось на Китай.  

И тут интересно будет заметить, что согласно информации Всемирной базы данных продаж электромобилей EV-Volumes, китайский экспорт электрокаров растет от года к году, в первом полугодии 2023 года он составил 800 000 единиц или 34% всего автоэкспорта Китая. Главным экспортным рынком для электрокаров стала Европа, а не Россия. Однако, эта статистка косвенно говорит об определенном интересе производителей из КНР к электротранспорту, а поскольку для России Китай стал главным поставщиком автомобилей, то можно предположить, что этот интерес перейдет и на наш рынок. 

Что касается «Балтийского лизинга», то, по итогу 9 месяцев 2023 года доля сделок с электрокарами от всех сделок компании с легковыми автомобилями составляет чуть более 1%, при этом более 50% совершенных сделок приходится на электрокары отечественного производства, а порядка 36% на китайские электромобили, что во многом объясняется наличием госсубсидий для российских моделей и доступностью китайских предложений. 

Развивая данный сегмент, мы одними из первых предложили клиентам и операционный лизинг электрокаров. Это особое направление, которое значительно отличается от операционного лизинга иных автомобилей, однако, мы сделали свое предложение и сервисно наполненным, и экономически выгодным. Кроме того, в начале года мы также заявили о финансировании оборудования для электро-заправочных станций по технологии экспресс-лизинга, поскольку на рынок электрокаров мы смотрим достаточно широко и понимаем, что без инфраструктуры он существовать не может. 

Резюмируя, можно сказать, что хотя пока доля сделок с электрокарами в лизинге и невелика, но у данного сегмента есть все шансы продолжить рост, а также придать ускорения и всему российскому автолизингу.