Звук Бизнес 27 июня 2024

Рабочие жанры и звуковая экология: как повысить продуктивность персонала

Как применить фоновую музыку в офисах для повышения эффективности сотрудников, рассказывает Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса Звук Бизнес

Виталий Бочкарев
Директор по маркетингу аудиосервиса Звук Бизнес

Отвечает за продвижение компании Звук Бизнес на рынках России и Беларуси.

Влияние музыки на поведение — не миф

Спросите любого, кто работает в сфере розничной торговли и часто наблюдает за покупателями, меняет ли прослушивание музыки настроение людей, и ответ будет однозначным: да. Исследование компании Milliman доказало, что при воспроизведении медленной музыки в магазине увеличивается время, в течение которого люди рассматривают товары, — и это приводит к увеличению продаж на 32% по сравнению с вариантом, когда звучит быстрая музыка. В другой научной работе, ученых Колдвелла и Гиберта, было доказано, что медленная музыка, звучащая в ресторанах, заставляет посетителей тратить больше времени на еду, поэтому в зависимости от формата ресторана нужно выбирать подходящий саундтрек — спокойный для атмосферных мест и энергичный для фаст-фуда, где нужно достичь максимального оборота столов.

Можно сказать, что в последние годы вокруг воздействия музыки сложилась целая мини-наука. Проводились эксперименты, доказавшие, что исполнение классической музыки напрямую влияет на восприятие людьми ценности предметов, на которые они смотрят: громкость, тональность, темп и жанр могут вызывать разные реакции, которые проецируются на вещи. Убедиться в том, что музыка влияет на самочувствие, можно не только изучая результаты экспериментов, но и по личному опыту: те, кто занимаются спортом, наверняка замечали, что правильный ритмичный саундтрек повышает интенсивность и продолжительность тренировки. При этом до сих пор существует определенная стигматизация по отношению к музыке на рабочем месте.

Зачем нужна музыка на рабочем месте

  • Музыка — это норма. Современные исследования доказывают, что фоновая музыка давно стала частью привычной обстановки повседневной жизни, и ее отсутствие может вызывать дискомфортные ощущения. Согласно данным компании PPL PRS, 67% респондентов покидали супермаркет, если в нем стояла тишина. 
  • Музыка снижает стресс. Наверняка многие пробовали специально слушать музыку перед ответственной задачей, например, публичным выступлением: это помогает снизить беспокойство и собраться с силами. То, что музыка снижает уровень гормона кортизола и облегчает симптомы стресса, — научно доказанные факты.
  • Музыка позитивно влияет на коммуникацию. Приятный ненавязчивый плейлист на рабочем месте создает атмосферу оптимизма, подталкивает к сотрудничеству и взаимодействию.
  • Наличие фонового плейлиста формирует репутацию компании среди сотрудников. Это не очевидный, но влияющий в долгосрочной перспективе фактор: фоновая музыка в офисе может выделить компанию на рынке труда и увеличить узнаваемость HR-бренда, что важно во многих конкурирующих за кадры областях.

Как подобрать музыку для фонового оформления рабочего помещения

Ориентируйтесь на цель работы. Для монотонной технической работы и для творческих поисков понадобятся совершенно разные плейлисты. Это тонкий вопрос, требующий проработки, потому что связь музыки и труда не обязательно прямая и буквальная. Пример из истории: с 1940 по 1967 на BBC транслировалась радиопрограмма MusicWhileYouWork — музыка для повышения продуктивности фабричных работников. В программе не ставили медленные усыпляющие мелодии, но также запрещена была и музыка с четко выраженным ритмом, чтобы рабочие не били по станкам в такт, создавая опасную ситуацию.

Упрощенно можно сформулировать такие рекомендации по стилям: 

  • Чтобы улучшить моральный настрой после выполнения тяжелой задачи или в конце рабочей недели, подойдет радостная, светлая поп-музыка.
  • Чтобы настроиться на мозговой штурм и запустить генерацию идей, может подойти что-то эпическое, например, саундтреки. 
  • Лоу-фай и чилаут помогают расслабиться перед важным совещанием или стрессовым событием в компании.
  • Если впереди отчетный период и требуется максимальная концентрация, лучший выбор — нейтральная музыка без вокала.

Пробуйте разные варианты и находите лучшие. Уделите время тому, чтобы составить карту рабочего помещения и портреты сотрудников разных отделов, чтобы определиться, сколько нужно разных музыкальных зон и какие жанры подойдут. Пробуйте включать музыку и отслеживать эффективность сотрудников. Измеряйте не только общие показатели результативности, но и удовлетворенность сотрудников фоновой музыкой, например, проводя опросы.

По умолчанию выбирайте композиции без вокала. Песни с активным текстом могут отвлекать работников от чтения и составления документов и писем, формулировки своих мыслей или выполнения задач. Однако в каких-то случаях вокал может быть уместен: например, в отделе продаж музыка с вокалом может помочь поймать драйв и заглушать разговоры менеджеров с другими клиентами.

Позаботьтесь о качестве звука. Это должно касаться и оборудования, на котором музыка воспроизводится, и качества самих аудиозаписей. Так, HiFi-стриминг Звук принял участие в слепом исследовании, которое доказало, что треки в HiFi-качестве вызывают радость от прослушивания и наименьшкую утомляемость по сравнению с прослушиванием в МР3. 

Музыка должна обновляться. Важны не только темп, громкость, узнаваемость и жанр, но и регулярная обновляемость композиций. Формируя плейлист, помните, что для комфортной работы продолжительность музыкального потока должна составлять более 24 часов, в противном случае один и тот же трек может встречаться слишком часто. И хотя на первый взгляд такой плейлист кажется очень длинным, если не обновлять в нем треки время от времени, они могут надоесть и начать раздражать сотрудников. Обновление плейлиста должно стать регулярной рабочей задачей, собственной или делегированной.

Используйте легальную музыку. Треки, звучащие в офисе, используются в коммерческих целях, а любое коммерческое использование музыки без отчислений является незаконным и может повлечь за собой значительные штрафы. Чтобы этого избежать, можно озаботиться лицензированием самостоятельно или пользоваться услугами сервисов-посредников, которые берут эту функцию на себя. 

Важно: если в ваш офис приходят клиенты (зона ресепшн) или у вас имеется кассовый аппарат (столовая), то сотрудники не могут самостоятельно включать музыку со своих устройств. Поскольку тогда проверяющие органы могут доказать факт того, что помещение — коммерческое, а музыка в нем звучит нелегально. Если же в офисе работают только сотрудники компании и внутри ничего не продается, в таком случае можно включить свою музыку, не забывая спросить разрешения у коллег. 

Изучайте предпочтения и не ориентируйтесь только на собственные вкусы. Чтобы стать успешным инструментом воздействия, фоновая музыка должна резонировать не только с идентичностью бренда, но и с предпочтениями сотрудников в зависимости от их возраста и бэкграунда.

Как соблюдать звуковую экологию

При всех возможностях и преимуществах наличия фоновой музыки на рабочем месте, она может не приносить нужного эффекта или даже действовать во вред, если не соблюдать разумный, экологичный подход.

  • Если офис располагается в большом полупустом помещении с высокими потолками, например, в складском, в нем может быть эхо. Если нет возможности отделать стены из звукопоглощающих материалов, просто поставьте дополнительную мебель около стен, чтобы звуковые волны не отражались от одной стены к другой.
  • Идеальный вариант для музыкального оформления офиса — монтаж профессионального звукового оборудования, но если ресурсов нет, можно просто приобрести портативную умную колонку. Некоторые современные модели обеспечивают отличное качество звука при небольшом размере. 
  • Если у вас есть зоны, в которых звучит разная музыка, следите, чтобы между ними не было смешения звуков. Разводите динамики дальше друг от друга или устанавливайте дополнительные ограждения.
  • Не включайте музыку слишком громко. Музыка должна сопровождать рабочий процесс, а не определять его. Слишком громкая музыка может стать источником накапливающейся напряженности в офисе. С другой стороны, в некоторых видах деятельности может быть уместно сделать музыку погромче, чтобы заглушить окружающий шум, например, разговоры коллег по телефону. Следите за обратной связью сотрудников и вырабатывайте оптимальные схемы.