Vtorion 15 ноября 2024

Цифровизация позволяет эффективнее оборачивать капитал. Как это работает

Традиционная отрасль лома рассчитывает экономить от 4 млрд рублей в год благодаря цифровой трансформации и переводу поставок на b2b-платформы

Сегодня компании и предприниматели из реального сектора получили выбор высокотехнологичных бизнес-платформ, которые ускоряют цикл сделки и экономят оборотные средства. Так, традиционная отрасль лома частично перевела бизнес-процессы в диджитал. За счет автоматизации поставщики быстрее получают деньги и экономят от 60 млн рублей в год при обороте в 15 млрд рублей, который проходит через маркетплейс вторсырья Vtorion. Если рынок лома объемом в триллион рублей будет полностью оцифрован, то потенциал экономии огромный. Как цифровая трансформация ускоряет оборачиваемость денег?

Рынок электронных площадок для бизнеса стремительно развивается в сегментах закупок, сырья, в агрокомплексе и в металлургии в России. В 2024 году объем b2b-продаж через онлайн-платформы ожидается на уровне 3,5 трлн рублей, что больше чем вдвое превышает показатели 2021 года, когда он составил 1,5 трлн рублей, по данным Data Insight. Изначально использование цифровых платформ для b2b-продаж привлекло промышленность возможностью сокращать транзакционные издержки. В текущем году появилось другое преимущество — эффективное использование оборотного капитала. С учетом удорожания денег и высокой ставки Банка России это стало ключевым фактором для массового перевода бизнеса на платформы электронной коммерции.

Опыт ускорения сделок и платежей в отрасли металлолома

Маркетплейс вторсырья Вторион Vtorion
Цифровая платформа для торговли ломом, маркетплейс Vtorion

Лом является сырьевой базой для металлургии — по оценкам экспертов, треть стали в России производится из вторичного сырья. Традиционно это непрозрачный сектор, где преобладали наличные расчеты и дефицит цифровой культуры в ведении бизнеса. В 2022 году запущена платформы электронной коммерции Vtorion, которая перенесла классическую отрасль в цифровую эру, предложив участникам интеграцию бизнес-процессов.

Задача платформы заключается в том, чтобы дать ломовикам и потребителям их сырья новый способ взаимодействия, снизить операционные издержки, сократить сроки взаиморасчетов, сделать прозрачным механизм определения цены сырья. Также платформа позволяет быстро получать средства и возвращать их в оборот.

При использовании b2b-маркетплейсов сокращаются усилия на офлайн-поиск поставщиков, на систематизацию предложений, на обмен первичными документами, что обычно у крупных промышленных компаний занимает от десяти дней до месяца.

Цифровизация любого процесса направлена на сокращение офлайн-операций, что обеспечивает высокий эффект для бизнеса и с точки зрения использования оборотных средств.

Суммарный торговый объем металлолома внутри маркетплейса вторсырья Vtorion составил 11,25 млрд рублей за 1 — 3 кварталы 2024-го, что в 2,5 раза больше показателей за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что в декабре оборот электронной коммерции ломом превысит 15 млрд рублей в год. Согласно данным Vtorion, сокращение цикла сделки на неделю высвобождает для пользователей 1,2 млн рублей с учетом базовой ставки заемных средств в 21% годовых. В год это дает суммарную экономию 60 млн рублей при общем обороте платформы 15 млрд рублей в год.

«Рынок лома в России составляет триллион рублей в год. При условии что металлурги полностью переведут регулярные закупки сырья на маркетплейс, это может высвободить более 4 млрд рублей для дальнейшего развития отрасли, — поясняет руководитель маркетплейса вторсырья Vtorion Кирилл Райченко. — Зачастую банки неохотно кредитуют ломозаготовительный бизнес. Кроме того, в стране снижается ломопотребление, и сроки расчетов с предприятиями, ведущими заготовку, растут. В условиях нестабильного рынка ритмичные поставки через Vtorion становятся решением для управления оборотными средствами как для металлургических заводов, так и для продавцов лома».

С 2022 года клиенты, которые пользуются маркетплейсом, совершили поставки 745 000 тонн лома на общую сумму более 20 млрд рублей. В числе клиентов платформы 350+ крупных ломозаготовителей, а также крупнейшие металлурги страны, включая Группу НЛМК.