SPLAT Global 14 октября 2025

Как сертифицировать товары в Китае: инструкция для экспортеров

Эксперт SPLAT Global рассказывает, как компании удалось пройти новую процедуру и на что обратить внимание другим экспортерам

Елена Чернова
Ведущий менеджер по техническому регулированию на международных рынках SPLAT Global

Эксперт в сфере технического регулирования и сертификации продукции. Имеет опыт работы более 15 лет в подтверждении соответствия

1 декабря 2023 года в Китае вступили в силу новые правила в отношении зубных паст: теперь все импортные зубные пасты должны регистрироваться в Национальном управлении по контролю за лекарственными средствами (NMPA), что значительно усложнило процесс выхода продукта на рынок. Ключевая дата: 1 декабря 2025 года — окончание переходного периода, после которого продажа незарегистрированной продукции будет невозможна.

SPLAT Global экспортирует свою продукцию oral care в более 60 стран, и на рынке Китая компания представлена с 2015 года. Однако весь накопленный опыт и признанное качество лишь частично помогли в работе с новыми требованиями. Эксперт отдела технического регулирования SPLAT Global Елена Чернова рассказала РБК Pro про главные вызовы при сертификации товаров для китайского рынка.

Расскажите, с какими сложностями вам пришлось столкнуться?

Первой неожиданной проблемой для нас стало отсутствие самих нормативных документов. Китайские власти долго не могли предоставить финальные требования, поскольку законы еще дорабатывались. Мы действовали практически вслепую, понимая, что изменения грядут, но не зная конкретных требований.

Когда документы наконец появились, мы поняли масштаб предстоящей работы. Все требования изложены исключительно на китайском языке, причем специальной юридической терминологией. Переводы разных экспертов кардинально отличались друг от друга. 

Можете ли вы дать какие-то советы другим брендам, вступающим на тот же путь?

Во-первых, привлекайте носителей языка для критически важных документов. Во-вторых, перепроверяйте переводы через несколько источников. И в-третьих, учитывайте, что Google Translate может искажать специальные термины.

Как сертифицировать товары в Китае: инструкция для экспортеров

Есть ли какие-то особенные технические требования?

Настоящим испытанием для нас стала работа с базой разрешенных ингредиентов. Китай создал собственную базу сырья, которая значительно отличается от европейской: она включает в себя более узкий список, что приводит нас к ограниченному выбору инноваций в наших продуктах.

Например, при регистрации нашей зубной пасты SPLAT Wonderwhite мы обнаружили, что энзим фицин, получаемый из инжира и активно используемый во многих странах, отсутствует в китайском реестре. Потребовалось предоставить детальные доказательства трехлетнего успешного безопасного использования этого ингредиента в других странах, включая данные продаж из нашей базы 1С и подтверждения отсутствия претензий по качеству.

Схема производства вызвала особые сложности из-за требований прозрачности. Китайские власти запрашивают детальную технологическую карту с точными концентрациями, температурными режимами и последовательностью операций. То есть, по сути, раскрывается вся конфиденциальная информация о ключевых технологических секретах.

Поэтому нам совместно с R&D и асесcорами пришлось разработать новый документ, который удовлетворил все требования, но сохранил конфиденциальность критически важных технологических решений.

Есть ли еще какие-то бюрократические тонкости, на которые стоит обратить внимание?

Да, нужно быть готовыми к тому, что настоящим квестом может стать требование государственного подтверждения документов. Для нас конкретно особенно болезненным стал вопрос с сертификатом GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика). По новым требованиям они должны быть завизированы государственными органами, но во всем мире их выдают коммерческие организации.

У нас есть сертификаты высочайшего уровня, подтверждающие соответствие производства международным стандартам качества, но они выданы коммерческими организациями. Китайские партнеры же требовали документ, завизированный именно государственным органом, что в российских реалиях практически невозможно.

Мы нашли в архивах заключение Роспотребнадзора двухлетней давности о том, что наше производство соответствует всем требованиям, но китайская сторона сочла его устаревшим. Получить новое было нереально — Роспотребнадзор не приходит с проверками по нашей просьбе, да и организовывать внеплановую проверку никто не хочет. Спасло нас разъяснительное письмо, где мы подчеркивали, что наша декларация соответствия регистрируется в государственном реестре — открытой государственной базе. Мы буквально в каждом предложении использовали слово «государство». Два месяца нервов и ожидания — и китайский NMPA в итоге принял наши документы.

Как сертифицировать товары в Китае: инструкция для экспортеров

Есть ли какие-то особые требования к упаковке продукции в Китае?

Самые жесткие требования предъявляются к детским товарам. В Китае категорически запрещено изображать на упаковке детской косметики любые продукты питания, равно как и повторять форм-фактор пищевых продуктов для косметики. Нашим маркетологам пришлось полностью переосмыслить дизайн детских зубных паст, заменив привычные фрукты и ягоды на героев и абстрактные мотивы. Для уже выпущенной продукции мы используем специальные китайские стикеры, которые полностью перекрывают «пищевые» изображения.

Китайская маркировка остается обязательной для всей продукции. Мы разрабатываем либо полностью адаптированную упаковку с китайским языком, либо используем качественные переводные стикеры с полной информацией о продукте.

Как сертифицировать товары в Китае: инструкция для экспортеров

Можете ли вы суммировать ваши затраты на сертификацию по новым правилам: временные и финансовые? 

Первичная регистрация линейки бренда BIOMED из 7 SKU потребовала 9 месяцев активной работы. При этом бюджет составил около 200 тысяч рублей за регистрацию одного SKU (без учета предварительных клинических и лабораторных исследований и тестирований). Выданная регистрация является бессрочной при неизменности формулы и законодательства.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше