Тенденции грузоперевозок: поддержка государства, рост е-ком, цифровизация
Сервис дал подробный комментарий отраслевому СМИ об итогах работы в 2023, а также поделился прогнозом: что ожидает логистику в 2024 году
С начала года в «Грузовичкоф» обращаются различные отраслевые СМИ за экспертным комментарием: как один из ключевых игроков рынка грузоперевозок, сервис может дать профессиональную оценку происходящим в логистической сфере событиям, а также спрогнозировать ее перспективы на ближайшее время.
Одним из обратившихся за комментарием стал проект GAZ Campus — в материале делимся подробными ответами.
Согласно данным аналитиков рынка, логистическая отрасль стала в 2023 одной из самых динамично развивающихся. Кроме того, эксперты прогнозируют ее дальнейший рост. В том числе это подтверждают и основные показатели деятельности сервиса: так, в 2023 году увеличилось общее количество заказов на 1,5%, в сегменте B2B выручка выросла на 83%, а количество заказов — на 14%.
Как отметил исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров, главной причиной увеличения грузооборота стало изменение логистических цепочек и развитие новых транспортных коридоров: компании переехали внутрь страны, восстановили и нарастили темпы производства.
В связи с этим нагрузка легла на внутригородскую доставку: чтобы охватить растущие объемы выпускаемой регионами продукции и обеспечить тем самым жизнедеятельность и развитие бизнеса и экономики, необходимы четко выстроенные логистические цепочки в каждом конкретном городе и бесперебойность грузоперевозок. В целом, более 2/3 всех грузов в России перевозится автомобилями. Аналитики рынка прогнозировали в 2023, что по итогам года российский сегмент автогрузоперевозок должен достичь 1,3 трлн рублей, а к 2030 году — 3 трлн рублей, однако уже есть новые, более смелые прогнозы — показатель более 7 трлн рублей к 2030.
В связи с этим глобальным изменением одним из трендов в логистике в 2023 году стало увеличение доли доставок на этапе «последней мили». Поэтому грузоперевозчики уделяют все больше внимания качеству и скорости своих услуг.
С этой тенденцией связан другой закономерный тренд — увеличение доли заказов в сегменте e-commerce. Так, маркетплейсы остаются драйвером роста отрасли, а расширение их спектра услуг, например, работа с крупногабаритными товарами, этому только способствует, наряду с развитием инфраструктуры — открытием новых ПВЗ, постаматов. Кроме того, позитивно влияет на развитие отрасли и совершенствование транспортной инфраструктуры городов: открытие оптово-распределительных центров, строительство и ремонт автомобильных магистралей. Все эти меры необходимы с учетом роста нагрузки на внутригородскую логистику.
В этом случае важна и поддержка государства: так как логистика — одна из важнейших отраслей экономики, государственные органы предпринимают различные решения для создания комфортных условий транспортным компаниям. Так, например, в конце прошлого года был пролонгирован проект, облегчающий работу с документами и доступ как на периферию, так и в центр Москвы.
Увеличение и обновление автопарков — еще один тренд, зародившийся в 2023 году: для освоения растущих объемов грузоперевозчикам необходимо совершенствовать свои автопарки. Сервис, наблюдая тенденцию роста грузооборота, согласно стратегии развития в 2024 планирует реновацию и пополнение своей транспортной базы. Здесь также играет роль поддержка государства: выделяются различные субсидии на приобретение транспорта, в частности, электрического, который показывает эффективность в «замкнутом» пространстве города — на дистанциях до 300 км и позволяет значительно сэкономить на заправке.
Еще один сильный тренд — цифровизации и автоматизация отрасли. Цифровые продукты являются необходимым инструментом для повышения эффективности всех процессов. Например, внедренная в «Грузовичкоф» система автоматической обработки заказов за 9 месяцев 2023 года обработала 60% выполненных заказов. Выполнение такого объема работы без автоматизации процессов потребовало бы в 6 раз больше сотрудников, что сделало бы бизнес нерентабельным. Соответственно, этот тренд только укрепится: в связи с увеличением стоимости логистики в целом на 40-45% компаниям необходимо сокращать издержки и оптимизировать деятельность. Кроме того, с учетом дефицита кадров внедрение IT-решений приобретает еще большую актуальность. Однако логистика — сфера, которую нельзя полностью автоматизировать: необходимо ручное управление квалифицированных логистов, которые могут учитывать различные факторы, влияющие на перевозку, а перспектива повсеместного внедрения беспилотного грузового автотранспорта — пока еще далека.
Другим способом сократить издержки является консолидация перевозчиков — еще одна тенденция на рынке в связи с увеличением себестоимости перевозки: частники и небольшие компании объединяются с крупными игроками рынка, чтобы сократить издержки и продолжить выполнять основную деятельность, а для крупных компаний это способ увеличить операционную мощность и выручку в конечном итоге. Например, в декабре 2023 по сравнению с аналогичным периодом 2022 года доля заказов, вывезенных частными подрядчиками, работающих в системе «Грузовичкоф», в целом увеличилась на 6%, а только в Санкт-Петербурге и Москве — на 8%.
Согласно итогам работы в 2023, по прогнозам сервиса, внутригородская доставка в частности и логистика в целом в 2024 году продолжит свое развитие, как и описанные треды.
Материал GAZ Campus можно прочитать здесь.