Как избежать отказа ПравКомиссии на сделку M&A

По каким причинам ПравКомиссия может отказать заявителю и как этого избежать? Подробно об этом рассказывает эксперт Юрий Николаев

Юрий Николаев
Управляющий партнер МКА «Николаев и партнеры»

Профессиональный стаж — более 20 лет. Ключевые специализации: сопровождение сделок M&A в Правительственной комиссии, корпоративное право.

Что делать, если получен отказ подкомиссии при Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями?

Формальные причины отказа министерств:

  • Отсутствует полный комплект документов;
  • Документы заполнены по старым образцам;
  • Документы поданы не в то ведомство.

Материальные причины отказа министерств:

  • Некорректно указаны основания для сделки;
  • Покупатель не соответствует требованиям сделки;
  • Отсутствуют данные бенефициаров — продавцов;
  • Неверно посчитан добровольный взнос;
  • Условия в сделке не соответствуют требованиям ПравКомиссии.

Существуют и другие причины отказов, однако указаны наиболее часто встречающиеся на практике.

Если отказ получен на уровне министерства, с ним можно работать: устранить нарушения, указанные в отказе, и повторно обратиться в комиссию.

Важно учитывать, что ПравКомиссия выдает официальное разрешение или отказ на сделку только один раз. В случае получения отказа в виде выписки из протокола заседания подкомиссии при Правительственной комиссии, оспорить решение на данный момент невозможно.

Поэтому крайне важно постоянно поддерживать контакт с представителями министерств, своевременно разъясняя условия сделки исполнителям в каждом департаменте и вносить необходимые правки или дополнения в пакет документов.

Мифы об успешности обхода требований ПравКомиссии

Необходимо развеять мифы:

  • О возможности вывода средств за рубеж и совершения сделок без одобрения подкомиссии при Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
  • О выгоде таких действий для доверителей.

К сожалению, распространена информация о якобы успешных сделках M&A, совершенных в обход требований указов Президента РФ и ПравКомиссии. Эти случаи преподносятся как успехи, где доверителю помогли продать компанию за 100% от ее стоимости и вывести деньги из России в виде дивидендов.

Прежде чем говорить о механизме согласования сделок с ПравКомиссией, необходимо проанализировать последствия таких схем.

Да, физически можно реализовать продажу акций кипрской компании, которая владеет заводом в России. Однако не стоит путать легальность с фактическим выполнением схемы.

Не существует законных способов совершения сделок и вывода средств за рубеж без разрешения ПравКомиссии.

Такие сделки, хотя и могут быть реализованы, являются ничтожными в силу статьи 169 ГК РФ. Это означает, что государственные органы могут взыскать всю сумму сделки в доход государства, а лица, участвующие в сделке, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Государство начало активно реагировать на такие незаконные действия.

Вывод средств без согласия ПравКомиссии несет серьезные риски, которые несопоставимы с возможной выгодой.

Пример: сделка была оспорена, и компанию обязали выплатить штраф в размере всех выведенных средств — 12,9 млрд рублей в доход государства.

Нет дел, в которых российские суды откажут государственным органам в признании таких сделок ничтожными.

Изучив правоприменительную практику последних лет, можно утверждать, что невозможно законно совершить сделку или вывести средства за рубеж без разрешения ПравКомиссии, в том числе с участием иностранных юрисдикций.

Это касается всех сделок, в том числе встречных и безденежных обязательств. Позиция государства нашла отражение в письме Банка России от 22 апреля 2024 года, где говорится о порядке применения указа Президента РФ № 95 от 5 марта 2022 года.

Соответственно, позиция, предлагающая обойти ПравКомиссию, строится на предположении, что государство не узнает о сделке. Это неверное предположение.

Во-первых, позиция, основанная на скрытии информации от государственных органов, не является профессиональной и законной.

Во-вторых, вариантов, что государство не узнает о сделке, не существует.

Государственные органы, такие как Генеральная Прокуратура, Банк России, ФТС и ФНС, назначены ответственными за соблюдение валютного законодательства. В их обязанности входит обеспечение экономической безопасности и защита национальных интересов РФ, контроль за репатриацией валюты и возмещение ущерба.

Согласно закону, государственные органы имеют право запрашивать документы, связанные с валютными операциями и банковскими счетами. Эти органы работают в порядке межведомственного взаимодействия и обладают доступом ко всей информации о движении средств. Скрыть операцию невозможно.

Практика уголовного преследования за незаконный вывод средств уже сформирована. Например, по заявлению ФТС возбуждено уголовное дело по факту совершения валютных операций с недостоверной информацией.