Сколько стоит открыть бизнес по франшизе: личный опыт
О том, сколько денег пришлось затратить на покупку франшизы школы программирования, рассказывает Александр Серебров
Богатый опыт работы в IT-направлении: от программиста до руководителя отдела ИТ в федеральной FMCG компании.
В 2019 году у жены заканчивался декретный отпуск. Пришла пора определиться, чем заниматься дальше. Хотелось заработать, сделать этот мир лучше и не пропадать целыми днями в офисе.
Полистали сайты в интернете, посмотрели, что сейчас актуально, вспомнили свой опыт. Решили, что хотим учить детей востребованному, модному и тому, в чем сами отлично разбираемся.
ИТ — это наше призвание, поэтому сомнений не было. Подумали, что попутно научим и своих детей. Вырастим новую династию айтишников.
Расскажу, как мы начинали и сколько пришлось затратить на развитие бизнеса.
Первые шаги в бизнесе
У нас не было стартовых капиталов и связей, и весь запуск школы делали в «ручном режиме». О создании уникального учебного центра со своим брендом и программами даже и думать не стали. Для этого нужно слишком много времени, да и шишек бы набили немало.
Выбрали известную школу программирования с узнаваемым брендом и отличными условиями сотрудничества.
Началась беготня с поиском офиса. Нашли! Первый наш офис в детском центре прямо в нашем доме.
На первое время использовали технику из наличия: домашние ноутбуки, бабушкин телевизор. Небольшие затраты на апгрейд и можно работать.
Затраты на пробном запуске составили:
- аренда офиса: 300 рублей в час;
- апгрейд техники: 10 000 рублей;
- покупка франшизы: 70 000 рублей.
Открытие второго офиса
Быстро выросли из варианта «детского центра». И так как поиски не прекращали, открыли второй офис.
Кажется, что самое сложное и дорогое — офис. Но офис один, а мебель и оснащение переваливает за десяток и затраты получаются сопоставимые.
В процессе оснащения поспорили, какие стулья покупать. В итоге решили брать «взрослые» офисные стулья и не ошиблись. Они стали одной из фишек нашей школы, понравились детям. Закупили дополнительную технику: ноутбуки, ТВ с большей диагональю.
На старте первыми преподавателями были мы сами. Но с учетом того, что изначально мы не хотели жить на работе, начали искать педагогов.
Особое внимание уделили рекламе. На этом шаге выяснилось, что школ в нашем городе достаточно много. Помимо привычной для нас рекламы в интернете, напечатали флаеры и бумажные объявления.
На этом этапе (2019 год.) затраты составили:
Разовые:
- Закупка мебели: 80 000 рублей;
- Вывеска: 5 000 рублей;
- реклама: 30 000 рублей;
- оргтехника: ноутбуки — 150 000 рублей и ТВ — 50 000 рублей.
Ежемесячные затраты:
- зарплата: 70 000 рублей;
- аренда офисов: 30 000 рублей;
- интернет: 3 000 рублей.
Чек-лист ключевых расходов
У каждого предпринимателя затраты на развитие бизнеса могут отличаться. И это зависит от разных факторов: выбранной франшизы, масштабов бизнеса, местоположения.
Исходя из личного опыта, я составил свой чек-лист ключевых расходов для открытия детской школы программирования по франшизе.
Считаю, что в бюджет нужно заложить средства на следующие траты:
- Франчайзинговый взнос — первоначальный платеж за право использовать бренд и обучающую систему. Нам повезло, что в нашей школе программирования нет ежемесячных платежей роялти.
- Оборудование: ноутбуки, ТВ, интерактивные доски для проведения занятий.
- Аренда учебного помещения — стоимость аренды учебного пространства, включая коммунальные услуги.
- Ремонт и отделка, закупка мебели — подготовка помещения к занятиям, создание комфортной атмосферы.
- Маркетинг и реклама — расходы на продвижение, рекламные материалы.
- Заработная плата сотрудников – оплата труда преподавателей и административного персонала.
- Материалы для занятий – покупка курсов и преподавание их под брендом школы, закупка необходимых канцелярских принадлежностей.
- Страхование — расходы на обеспечение безопасности бизнеса.
- Чай и сладости для офиса — для некоторых ребят угощение конфетами в перерывах может стать дополнительной мотивацией посещать занятия.
Обучение — ответственный труд. Продвижение школы, поиск клиентов и даже типовая бухгалтерия — все отнимает время и ресурсы.
Мы запускались в апреле 2019 года. Сначала у нас были микро-группы. Можно сказать, что работали мы в ноль.
Во время летних каникул занятия не проводились. С сентября добавились преподаватели, количество групп и учеников увеличилось. В плюс вышли только к ноябрю. И к февралю 2020 года смогли окупить первоначальные затраты.
Прибыль инвестировали в школу. Обновляли оборудование, докупали курсы, расширяли офис. Появлялись новые затраты: касса, коммунальные расходы, выросла цена оборудования, мерч для наших обучающихся. Ну а дальше — жизнь и риски. Ковид, удаленка, новые вызовы. Но это совсем другая история.