Не допускайте эти ошибки при подборе персонала
К концу испытательного срока в компании закрепляется только каждый второй новый сотрудник. Делимся топ-5 ошибок руководителей при найме и адаптации
Экономия, отсутствие системы и интуиция — точно не ваши верные помощники. HR-система усложняется, меняются стратегии найма кандидатов, а некоторые компании даже формируют подход «кандидат=клиент». Каких ошибок можно избежать уже сейчас?
Экономия на процессе подбора
Отсутствуют преимущества для кандидатов (EVP)
Компании конкурируют друг с другом не только за клиентов, но и за сотрудников. EVP здесь то же, что УТП в маркетинге — уникальные черты вашей компании как работодателя. Они делятся на несколько категорий, например, престижность компании, возможности для развития и обучения, зарплата выше рынка или ДМС со стоматологией.
Описанные EVP помогают расширить круг кандидатов, которые заинтересуются вакансией.
EVP есть, но не транслируется извне
Эта экономия на коммуникации даже более опасная, потому что на условия труда компания тратится, но не рассказывает о них соискателям — ни до собеседования, ни в момент собеседования.
Это распространенная проблема. Например, когда компания указывает в вакансии зарплату и соцпакет, но не показывает более сложные моменты: стиль управления, корпоративную культуру, офис. И на собеседовании это тоже не демонстрируют. Написать «дружный коллектив» зачастую недостаточно, чтобы кандидат мог понять, что компания ему подходит.
Экономия на инструментах привлечения и оценки
Компания использует пассивный найм — просто публикует вакансии на сервисах и ждет откликов. Лучшие кандидаты чаще всего не ищут работу, и работодатели стоят в очереди за их «головами», поэтому этот способ приводит к снижению качества еще на самом верху воронки найма.
Один из недавно появившихся способов привлечения — профессиональные телеграм-каналы, где можно хантить людей. Рекрутеры находятся в постоянном поиске и мониторинге таких ресурсов, кандидаты в них вымываются быстро.
Принцип «нравится / не нравится»
Причина, по которой в ход идут личные симпатии — отсутствие сформированного профиля должности. Профиль должности включает:
- требования к результату сотрудника
- описание функционала
- зоны ответственности и выделяемые полномочия
- желаемый портрет кандидата
Без него шанс найти подходящего кандидата снижается практически до нуля. Опираться при выборе кандидата на «химию» между руководителем (или HR) и кандидатом так же эффективно, как подбор по натальной карте и другим эзотерическим способам.
Перегруз или недогруз задачами
Будет ли это бессмысленное времяпровождение в период испытательного срока по типу «найди себе занятие сам» или нагрузка работой и ответственностью с первых дней — неважно. Две крайности, но итог один — неэффективность. Либо демотивация, либо ощущение собственной тотальной нерезультативности, либо «расслабленное» отношение к результату.
Недозагруженный сотрудник изначально получает сигнал «работа ради работы — норма нашей компании», а перегруженный стремительно выгорает. К тому же, руководителю сложно оценить успешность адаптации, ведь он не создал условия для проверки компетенций, критично необходимых для работы.
Как этого избежать? Мы не знаем, к какому темпу привык сотрудник, поэтому описываем объем задач, который, по нашему мнению, оптимален для выполнения. В процессе нужно проводить контрольные точки, сначала еженедельно, потом раз в две недели. Это нужно, чтобы отслеживать темп и своевременно корректировать нагрузку.
Ожидание результата «еще вчера» без права на ошибку
Часто руководители, вложив ресурсы в сотрудника, ждут возврата инвестиций с первого дня его работы. Даже у опытного специалиста есть органические сроки адаптации: он изучает особенности компании, сферы бизнеса и адаптирует свой прежний опыт к новым требованиям.
По нашему опыту, сроки адаптации для специалистов — три месяца, для руководителей от полугода, для топ-менеджеров — год-полтора. То есть первый год он работает на том, что было задано в прошлом периоде, где-то через год демонстрирует свой результат. При этом короткие точечные улучшения могут проявляться и раньше.
Ответственность без полномочий
Чем шире зона ответственности, тем больше ресурсов компании необходимо задействовать сотруднику для достижения результата, а значит, тем больший объем полномочий ему необходим. В противном случае задачи изначально обречены на провал.
Разберем на том же примере коммерческого директора. Компания говорит ему: «Мы тебя взяли, потому что старые методы не работают, нужно что-то новое». Руководитель знакомится с бизнес-процессами и обнаруживает, что концепция коммуникации с клиентами устарела, нужно выходить в онлайн, разрабатывает стратегию такого выхода и бюджет.
Ему говорят: нет, нужны изменения без увеличения бюджета. Если нет полномочий менять структуру затрат под новые результаты, вероятнее всего, добиться его не получится.
Что делать, когда новый руководитель просит сверхбюджет? Запрашивать детализацию и обоснование, устанавливать промежуточные метрики и KPI. Если все это есть, то компании следует двигаться навстречу.