Женщины в бизнесе: как оставаться собой, побеждая
В чем измеряется женское счастье
Ведущая командных сессий «Shadow-work», сессий организационного и стратегического развития, Top Team Alignment сессий, медиатор конфликтов. Сертифицированный дебрифер Hogan Assessment System, член АРК
Счастье — понятие совсем не абстрактное. И влияет оно не только на личную жизнь отдельного человека, но и на экономику и политические устремления целых стран, на развитие человеческого общества в целом. Так что за количеством счастья сегодня следят, его оценивают, используя разные статистические показатели и индексы. Например, существует «национальный индекс счастья» — термин, который ввел Его Величество Четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчуком в 1970-х годах. Или «международный индекс счастья» — комбинированный показатель британского исследовательского центра New Economic Foundation, который измеряется с 2006 года. Индекс отражает уровень благосостояния людей в разных странах мира, и каждому из нас доступна эта статистика на веб-страницах. Но что если спуститься на уровень ниже и подумать о том, что нам известно и известно ли об индексе женского счастья?
«Начиная с 70-х годов женщины в США и Европе сообщают, что чувствуют себя менее удовлетворенными своей жизнью», — пишет предприниматель Лалита Ниджаван, автор статьи о снижении женского счастья «Female happiness index decreasing, equality is the cause». С учетом того, что общие показатели человеческого благосостояния с каждым годом увеличиваются, такие данные выглядят странными и даже парадоксальными. Экономисты Бетси Стивенсон и Джастин Вулферс утверждают: «парадокс снижения женского счастья» имеет глобальный характер и мы можем наблюдать его по всему миру.
В чем же причина этого противоречия? Эволюция и история последних десятилетий (и даже столетий), культура, социальные «правила игры» сформировали место, которое женщина занимает в обществе. В свете сложившихся культурно-исторических развилок, главной задачей для множества женских общественных движений стало выживание и завоевание места под солнцем, отстаивание личных и профессиональных прав в мужском мире. Возможно, ответ на вопрос скрывается именно здесь: сегодня женщины борются за положение в обществе и профессиональные права, невзирая на свою природу и иногда вступая в противоречие с ней.
Мужчины следуют правилам, женщины — связям
Разницу между мужской и женской природой хорошо описывает Кен Уилбер, американский философ и писатель, автор более 30 книг, создатель интегрального подхода.
Во время игры в бейсбол один мальчишка пропустил свой третий удар и начал реветь. Другие дети-мальчики остались равнодушны к его слезам и, когда тот успокоился, продолжили играть как ни в чем не бывало. С правилами не поспоришь, и если ты пропускаешь три удара подряд, то выбываешь из игры. Но если в компании оказывается девочка, она обычно начинает говорить: «Ребята, дайте ему еще один шанс!». Она хочет помочь ему, хочет установить контакт, хочет утешить. И такое ее поведение сводит мальчишек с ума, ведь для них эта игра становится посвящением в мир правил и мужской логики. Поэтому они скорее поступятся чувствами, чем нарушат правила, а девочки, наоборот, пренебрегут правилами, чтобы спасти чувства.
Женская природа изначально нацелена на сохранение отношений — мы так устроены. Еще до того, как мы вырастаем во взрослую женщину и понимаем, какова наша роль в обществе, будучи девочками мы интуитивно проявляем эти различия. Но когда мы вступаем на мужскую территорию с жесткой конкуренцией, так или иначе мы начинаем сравнивать себя с бизнес-акулами мужского пола, и в какой-то момент понимаем, что должны отказаться от своей природы, чтобы играть по установленным правилам.
В книге «Сделавший себя мужчиной» Нора Винсент рассказывает об эксперименте, который провела, прожив один год как мужчина. К какому выводу она пришла? Многие женщины, которые измеряют счастье только мужскими достижениями, скорее всего, будут разочарованы и несчастны, потому что им необходимо создавать и иметь хорошие взаимосвязи, а не только жадно идти к оцифрованным целям. Если мужская логика, как правило, основана на понятиях автономии, справедливости и прав, то женская логика, как правило, базируется на понятиях взаимоотношений, заботы и ответственности. Мужчины склонны к деятельности, женщины склонны к общению. Мужчины следуют правилам, женщины — связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины стремятся к индивидуальной свободе, женщины — к родственным узам.
Сделаю одну поправку для тех, кто увидит в этих словах ограничения в сторону женщин или другие приметы категоричности. Я говорю не о том, что бизнес — не женское дело, что бизнес не сделает женщин счастливыми. В своей практике я видела очень счастливых женщин, которые ведут успешные проекты и руководят командами. Но мужчинам и женщинам в бизнесе важно разное, разные вещи становятся для нас опорой и отправной точкой для действия. И если мы говорим, что для каждой женщины важны отношения, то необычайно значимым и эффективным может быть создание бизнес-сообщества, где центральное место занимает коммуникация, как основа отношений, где коммуникация выстроена, и выстроена качественно.
К счастью, сегодня многие крупные компании и организации поддерживают и развивают эту идею. Как это в принципе может выглядеть и что для этого нужно кроме личной ответственности самих женщин, предлагаю рассмотреть через призму Спиральной динамики.
«Из чего же сделаны наши девчонки?»
Спиральная динамика — это теория человеческого развития, созданная в 50-годах американским профессором психологии Клер Грейвз и призванная объяснить различия между людьми. Согласно этой теории, системы ценностей и убеждений человека развиваются и меняются в течение жизни, в зависимости от условий, в которых человек в данный момент находится и от тех психических процессов, которые в нем протекают. Эти уровни развития располагаются по спирали и имеют разную цветовую идентификация.
Фиолетовый уровень
Первый, фиолетовый уровень соответствует культуре принадлежности: «потому что у нас так принято» (П.: Марк Розин «Восхождение по спирали»). Думаю, что многим из нас знакомо это переживание из детства: в одном доме собираются родственники, соседи, друзья, чтобы налепить пельмени, обязательно пообедать ими после, и часть закинуть в морозильник, чтобы всем хватило еще на пару недель. Этот пример хорошо описывает племенную культуру, которая тяготеет к «мы», а не к «я». Здесь нам важно чувствовать безопасность и сохранность, проживать свои эмоции и сопереживать другому в группе.
В бизнесе, работающем на фиолетовом уровне, компания строится вокруг патриархального лидера-мужчины, стоящего во главе. Источником полномочий такого лидера выступает исторически сложившееся положение, традиции и «мифы». У женщины в этой иерархической системе всегда второстепенная, обслуживающая роль.
Красный уровень
Системы следующего, красного уровня развития исповедуют культуру «я», в которой доминирует жесткое соревнование на поражение. На этом уровне интересны только победители. Поэтому любое проявление чувств, переживаний и слабостей станет помехой на этом пути. Такие культуры рождают выдающихся спортсменов. Но если мы посмотрим на этот уровень в рамках мужско-женской природы, сработает следующее правило: когда приходят сильные мужчины, они побеждают. Когда очень крепкий и сильный мужчина бьет на поражение, женщина обычно проигрывает. Но стоит также отметить, что если мы соревнуемся с «такими же девчонками», то исход будет совершенно иным, что очень ярко и образно проиллюстрировано в рекламе Nike «Из чего же сделаны наши девчонки?».
Синий уровень
Это культура правил, которые строго соблюдаются. Но эти правила зачастую определяют мужчины, стоящие на вершине власти. Например, разница в оплате труда мужчин и женщин на российском рынке в среднем составляет 37,3%, но может достигать почти 70% (по данным НИУ ВШЭ). Несмотря на то, что трудовой кодекс запрещает дискриминацию по половому признаку, на практике женщины сталкиваются с неравенством при оплате труда. Мужчина чаще чем женщина получит должность выше за выслугу лет. А чтобы женщину предпочли кандидату-мужчине, она обязательно должна быть выдающейся, экстраординарной.
Женщина в таких системах часто чувствует беспомощность: ведь она вынуждена быть умнее, лучше. Быстрее подниматься по вертикальным ступеням, чтобы оказаться на олимпе. Но доберется ли она на самый верх «синих компаний», чтобы изменить правила и обеспечить женщинам карьерное продвижение наравне с мужчинами? Вряд ли.
Несмотря на то, что на синем уровне развития по-прежнему превалирует внимание к «мы», а не «я», здесь женщинам все же проще. В больших компаниях часто существуют субкультуры, например, бухгалтерия. Где одновременно с мужскими правилами живут и женские, более соответствующие женской природе. Все сотрудницы отдела понимают необходимость соблюдать сроки, вести учет, они дружно пьют чай, общаются. Чувствуют общность и взаимозависимость, потому что общая сдача баланса, как общий результат, невозможна без индивидуальной работы.
Оранжевый уровень
Это уровень очень ярко проявляет себя в предпринимательстве. В рамках культуры этого уровня может развернуться интеллектуальное соревнование: чей креативный подход сработал, кто придумал оригинальную идею/проект и т.п.. Согласно исследованиям ученых, по уровню интеллекта женщины не уступают мужчинам, но в силу социальных и физиологических причин признано гениальных женщин сегодня в разы меньше, чем гениальных мужчин. Мы вновь можем сказать: и на уровне интеллектуальных соревнований, женщины не участвуют на равных с мужчинами. Продвигаясь наверх, мужчина вряд ли расстроиться, даже если придется «отдавить всем ноги», а женщина обязательно обратит на это внимание и в силу своей чувствительности, скорее позаботиться об отношениях. И эта забота, эти переживания будут отбирать ее ресурсы.
Женщины привыкли оглядываться на тех, кто рядом и на то, как они воспринимают нас и наши выборы. Например, среди моих клиенток есть женщины, которые приходят на сессии с запросом: как научиться выдерживать неравенство в паре, когда должность и зарплата у женщины больше, чем у мужчины. Им важно научиться разрешить себе такое положение, перестать чувствовать себя виноватой и какой-то «не такой».
Зеленый уровень
Культурные системы зеленого уровня стремятся к всеобщему благу, равенству и согласию между его членами. Только на этом уровне женщинам более или менее доступно равенство. И например, они могут найти применение самым разным характерам коллег, помогая им обрести свое место в большой корпоративной семье. Но, как правило, компании, выстроенные по зеленым принципам, проигрывают в бизнесе.
Сила женской природы в бизнесе
Согласно исследованиям профессора психологии Йельского университета доктора Сьюзен Нолен-Хуксемы, отношения, интеллектуальная работа, эмоциональный фон и осознание собственной идентичности напрямую влияют на уровень счастья и устойчивости человека. И естественная природа каждой женщины предполагает большой потенциал в использовании и развитии именно этих аспектов. Можно сказать: в этом заключается сила женщин. Если развернуться и посмотреть в сторону того, что женщинам действительно интересно, отказаться от принятых в мужских сообществах стандартов и пойти собственным путем это приведет к более эффективным результатам сразу на всех уровнях: от личного до уровня компании.
Приведу пример: сегодня в бизнесе все реже победа достается мужчинам из красной культуры («Начальник говорит, хоббит работает»). Выигрывают те мужчины, которые обладают «женскими» навыками — умеющие выстраивать отношения, замечать людей, а не функции. Именно поэтому компании учатся создавать и поддерживать коллаборативное лидерство.
Еще один пример: в силу своей природы женщинам лучше удается выстраивать клиентоцентричность и человекоцентричность. То есть если компании будут заботиться о том, чтобы на работе женщины чувствовали себя хорошо, были реализованы в построении взаимосвязей, могли развивать сообщества, — это будет повышать не только уровень счастья самих женщин, но и работать на саму компанию в целом.
Резюмируя, хочется отметить: несмотря на то, что во многих областях конкуренция с мужчинами не происходит на равных, в современном мире у женщин есть все шансы добиваться великолепных результатов. Будем честными: во многих ситуациях мы проигрываем не в силу гендерных причин, а потому, что наш партнер оказался лучшим игроком. Точнее и уместнее применял свою силу, хорошо знал ее, имел более широкий диапазон навыков, был более адаптивным. Обратите внимание: сегодня на любых уровнях руководства, компании стремительно размывают типично «мужской» набор качеств управленцев, дополняют его «женскими» — гибкостью, умением строить коммуникативные процессы. Точно также для успеха современные женщины должны не только хорошо узнать свои лучшие качества и развивать именно их, не копируя чужеродные стратегии, но и дополнять, развивать свой инструментарий, балансировать свои способности. Например, опираясь на природное умение строить прочные, эффективные связи и отношения, растить нацеленность на результат и сфокусированность. И побеждать, выходя на новый уровень, оставаясь при этом верными своей собственной силе, испытывая удовлетворения от жизни, ощущая себя счастливыми и решая любые парадоксы.